Определение приоритетности развития отраслей экономики или видов экономической деятельности в Ленинградской области формируется за счет сочетания критериев, определяющих эффективность инвестиций с точки зрения инвестора, и факторов, обеспечивающих развитие региона на продолжительную перспективу:
положительное влияние на социальные параметры жизни населения Ленинградской области;
степень воздействия на экологическую ситуацию в Ленинградской области;
возникновение синергетических региональных эффектов в результате локализации производств в определенной отрасли экономики;
повышение открытости инновациям во всех отраслях Ленинградской области.
Указанные факторы оценены на основе обработки осуществленных и текущих проектов, получивших поддержку со стороны Ленинградской области, а также на основе экспертной оценки.
В условиях мирового экономического кризиса для получения актуальных данных целесообразным является применение экспертных оценок посредством проведения круглых столов и сессий планирования.
В качестве наиболее приоритетных отраслей экономики (первого уровня приоритетности) рассматриваются:
автомобилестроение и производство автокомпонентов;
химическое и нефтехимическое производство;
транспортно-логистический комплекс;
производство строительных материалов;
пищевая промышленность;
радиология и фармацевтика.
Справедливость полученной оценки подтверждается как реальными инвестициями в указанные отрасли за последние годы, так и глобальными трендами в этих отраслях.
Автомобильная промышленность (в числе основных драйверов роста мировой экономики) является одним из ведущих работодателей в мире. Ежегодно 9 млн. человек участвуют в производстве 60 млн. автотранспортных средств. Мировые темпы роста отрасли как ожидается превысят 5,5 проц. в год, достигнув значения в 5,1 трл. долларов США к 2015 году. В условиях глобального рынка группы производителей структурно сложных автокомпонентов на постоянной основе разрабатывают новые предложения по интеграции и взаимодействию с автопроизводителями. Новые технологии порождают изменения внутри отрасли. Более частым становится сотрудничество между производителями автокомпонентов и поставщиками не из автомобильной отрасли. Таким образом, укрепляется связь с технологическими и телекоммуникационными компаниями. Такие форматы взаимодействия как парки поставщиков, модули-консорциумы, должны стать все более популярными при локализации производств.
________________
Источник: Отчет "Global Automotive Industry" Международной организации предприятий автомобильной промышленности (International Organization of Motor Vehicle Manufacturers).
Источник: Отчет "Ernst & Young, 8 mega trends shaping the global light vehicle industry", май 2012.
Инвестиционная привлекательность транспортно-логистического комплекса и отрасли "Химическое и нефтехимическое производство" определяется ростом добычи, обработки и реализации нефтепродуктов и природного газа, в особенности сжиженного природного газа (далее - СПГ). В данный момент СПГ занимает треть мирового газового рынка с потенциалом роста до 40 проц. Речь идет о фундаментальных изменениях на газовом рынке. Меняется и карта традиционных маршрутов экспортных поставок. В балансе мирового спроса на энергоресурсы большую роль играют страны Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе Китай и Индия. Именно на эти государства будут переориентироваться производители углеводородного сырья, в том числе Россия. Наряду с реализацией крупномасштабных проектов СПГ на полуострове Ямал использование возможностей внутренней газотранспортной системы страны для транспортировки природного газа в Ленинградскую область, его сжижения и отправки на традиционные экспортные рынки должно сыграть позитивную роль в перераспределении глобальных экспортных потоков российского СПГ. Данные тренды будут поддержаны Ленинградской областью путем развития инфраструктуры морских портов и логистических терминалов, локализации производителей товаров и услуг для нефтегазового сектора на территории индустриальных парков региона.
________________
Источник: Доклад Министра энергетики Российской Федерации А.Новака на Национальном нефтегазовом форуме, март 2013.
В качестве отраслей второго уровня приоритетности рассматриваются:
сельское хозяйство;
лесопромышленный комплекс (далее - ЛПК);
тяжелое машиностроение;
оптовая и розничная торговля;
туризм.