Положительные тенденции в экономике Ленинградской области и повышенный интерес к региону со стороны российских и иностранных инвесторов свидетельствуют об успешном развитии региона в предыдущие годы. Однако на сегодняшний день накопился ряд внутренних проблем, а также внешнеэкономических факторов, способных затормозить активное развитие экономики и рост инвестиционной привлекательности региона.
2.1. Глобальный экономический контекст
2.1.1. Внутрироссийская инвестиционная конъюнктура
Внутренняя конкуренция среди субъектов Российской Федерации за привлечение инвестиций увеличивает темпы. Инвестиционная привлекательность ряда регионов также характеризуется следующими благоприятными факторами:
выгодное экономико-географическое положение;
высокий ресурсный потенциал;
низкий риск ведения бизнеса;
наличие регионального инвестиционного законодательства.
Проведенный анализ "лучших практик" в сфере регионального инвестиционного законодательства показал, что наиболее эффективными инструментами являются налоговая и финансовая, а также организационная поддержка инвесторов.
Один из российских регионов-лидеров по привлечению инвестиций - Калужская область проводит активную инвестиционную политику. Так, в Калужской области организации, заключившие инвестиционные договоры (соглашения), получают льготные ставки на срок до 8 лет по налогу на прибыль (13,5 проц.), налогу на имущество, а также льготные ставки по аренде земли, определяемые муниципальными образованиями для конкретных площадок. Близость к крупнейшему российскому рынку сбыта (Москва и Московская область), строительство индустриальных парков и активная инвестиционная политика привели к тому, что среди инвесторов, разместивших свое производство в указанном субъекте Российской Федерации, оказались Volkswagen, Volvo, Peugeot-Citroёn, Samsung, John Deere, Nestle, Hemofarm, Lotte, L'Oreal, General Electric и пр.
В своей инвестиционной политике российские регионы отдают адресные предпочтения тем или иным сферам или отраслям. Наиболее полный охват участников инвестиционного процесса, которым предоставляются льготы, отражен в инвестиционном законодательстве Новгородской области. В законе Новгородской области от 11 июня 1998 года N 29-оз "Об инвестиционной деятельности в Новгородской области" не установлен минимальный объем инвестиций для получения льгот. Организации, заключившие инвестиционные договоры, получают льготные ставки по транспортному налогу (снижение ставки на 50 проц.) на срок окупаемости и снижение ставок по аренде имущества, дифференцированных по видам экономической деятельности (от 0 до 100 проц.). Инвестиционное законодательство Новгородской области предусматривает более полный охват участников инвестиционного процесса, в отличие от других инвестиционно-активных регионов, за счет включения в него лизинговых компаний и компании по организации развития малого бизнеса (бизнес-инкубаторы, управляющие компании технопарков и т.п.). Среди инвесторов, разместивших свое производство в Новгородской области, - AMCOR, UPM Kymmene, Stora Enso, Dresser Industries, Pfleiderer, Meusburger, Benteler, Uralita.
В Санкт-Петербурге - крупнейшем регионе Северо-Западного федерального округа как и в других инвестиционно-активных регионах действует целый ряд мер налогового стимулирования инвестиционной деятельности. При этом активно используются такие инструменты, как "инвестиционный налоговый кредит" и "государственные гарантии Санкт-Петербурга". Среди инвесторов, разместивших свое производство в Санкт-Петербурге, - General Motors, Toyota, Nissan, Hyundai, Scania.
К оказанию организационной поддержки реализации инвестиционных проектов относится:
создание специальных групп сопровождения приоритетных инвестиционных проектов (например, Калининградская область);
создание специальных агентств по оказанию комплексных услуг инвесторам, обеспечивающих реализацию принципа "одного окна" (например, Калужская область);
выдача специальных сертификатов приоритетности рассмотрения просьб инвесторов (например, Пензенская область).
К основным тенденциям, определяющим постепенное изменение законодательства в инвестиционной сфере практически во всех субъектах Российской Федерации, следует отнести следующие:
привлечение частных инвесторов к реализации уже начатых государством или другими инвесторами проектов, но по тем или иным причинам не имеющих средств, достаточных для их завершения в установленные сроки;
введение системы "одного окна" для реализации всех приоритетных инвестиционных проектов или выдача официальных документов, обеспечивающих оперативное решение проблем при реализации инвестиционных проектов;
законодательное закрепление стабилизационных и компенсационных оговорок, защищающих инвестора от ввода в действие нормативных правовых актов, ухудшающих условия реализации инвестиционных проектов.
2.1.2. Всемирная торговая организация
Вступление Российской Федерации в 2012 году во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО) отвечает стратегическим целям Российской Федерации по достижению экономической безопасности, прежде всего за счет выхода российской продукции на новые рынки, роста экспорта продукции обрабатывающей промышленности, развития высокотехнологичных инновационных отраслей и создания более благоприятного климата для иностранных инвестиций.
Вступление в ВТО должно в дальнейшем оказать существенное влияние на экономику Ленинградской области, где основная часть валовой добавленной стоимости создается в обрабатывающем производстве, строительстве, транспорте и связи, сельском хозяйстве, оптовой и розничной торговле. Членство в ВТО имеет как ряд преимуществ, так и угроз для экономики Ленинградской области.
Преимущества для экономики Ленинградской области:
снижение стоимости инвестиционных товаров, что позволит существенно увеличить объемы приобретаемых основных средств, при том же объеме инвестиций;
снижение уровня таможенных пошлин на комплектующие, что обеспечит более качественную компонентную базу производств;
повышение занятости в экспортно-ориентированных отраслях региональной экономики.
Угрозы для экономики Ленинградской области: