При реализации Государственной программы необходимо учитывать следующие риски:
риски, возникающие в связи с мировыми экономическими процессами (снижение цен на основные экспортные товары российской экономики, колебания курса мировых валют и снижение валютного курса рубля, влекущее за собой рост объемов импорта по низким ценам; волатильность цен на продовольствие на зарубежных рынках и т.п.);
риски, связанные с изменением общеэкономической ситуации в России (усиление диспаритета цен на сельскохозяйственную продукцию и товары и услуги для сельского хозяйства: опережающий рост цен на материально-технические средства, потребляемые в отрасли, горюче-смазочные материалы, энергетические и другие ресурсы);
риски, возникающие из-за аномальных природных явлений (поздние весенние и ранние осенние заморозки, избыточное увлажнение в период проведения уборочных работ, вымерзание, выпревание и вымокание посевов, градобитие посевов, снежные заносы, оледенение линий электропередач).
Управление рисками реализации Государственной программы будет осуществляться путем:
использования мер государственной поддержки, а также расширения сельскохозяйственного страхования;
проведения мониторинга угроз развитию агропромышленного комплекса Ленинградской области и обеспечению выполнения Государственной программы, выработки прогнозов, решений и рекомендаций в сфере управления агропромышленным комплексом;
подготовки и представления в Правительство Ленинградской области и Законодательное собрание Ленинградской области ежегодного доклада о ходе и результатах реализации Государственной программы.
В случае сокращения объемов государственной поддержки и (или) из-за отсутствия ее своевременной трансформации в согласованные с ВТО формы возникают риски снижения темпов роста сельского хозяйства, утраты динамики роста производства, что негативно отразится на рентабельности, финансовой устойчивости и инвестиционной привлекательности сельского хозяйства и всего агропромышленного комплекса.
Потенциально возможными в условиях членства России в ВТО являются следующие риски:
невыполнение показателей Государственной программы по росту производства и повышению эффективности;
банкротство части организаций из-за снижения рентабельности производства и уровня их конкурентоспособности;
снижение объемов инвестиций и инвестиционной привлекательности предприятий;
сокращение занятости в сельском хозяйстве и перерабатывающей промышленности, рост уровня безработицы в сельской местности, снижение доходов и уровня жизни на селе.
Для достижения целевых показателей Государственной программы необходимо сохранить положительную тенденцию развития, что может быть обеспечено только при сохранении темпов роста объемов государственной поддержки (с учетом инфляционного фактора и тенденции опережающего роста цен на ресурсы для сельского хозяйства) в сочетании с мерами федерального уровня по защите агропродовольственного рынка такими, как таможенно-тарифное и нетарифное регулирование.
Меры по адаптации агропромышленного комплекса Ленинградской области осуществляются с учетом плана действий Правительства Российской Федерации, направленных на адаптацию отдельных отраслей экономики к условиям членства Российской Федерации в ВТО, и плана мероприятий Министерства сельского хозяйства Российской Федерации по реализации плана действий Правительства Российской Федерации, направленных на адаптацию отдельных отраслей экономики к условиям членства Российской Федерации в ВТО.
В целях адаптации сельского хозяйства Ленинградской области к условиям ВТО и нейтрализации рисков предусматривается реализация следующих мер:
стимулирование роста товарности производства;
увеличение финансовых ресурсов, направляемых на развитие сельской инфраструктуры, привлечение инвестиций в строительство объектов несельскохозяйственного назначения в целях решения социальных проблем на селе и развития сельских территорий;
вложение бюджетных средств в мелиорацию земель;
увеличение объемов финансирования мероприятий, не подлежащих ограничению требованиями ВТО, в сфере научного, информационного и консультационного обеспечения агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса Ленинградской области;
модернизация ветеринарной службы Ленинградской области;
техническая и технологическая модернизация производства.