Мониторинг реализации региональных адресных программ проведения капитального ремонта многоквартирных домов в 2008-2013 годах показал, что при формировании адресных перечней многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту, в работы по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов включались не все конструктивные элементы, требующие ремонта, что не позволило привести многоквартирные дома в удовлетворительное состояние в полном объеме. По данным 2012 года, средний процент износа жилищного фонда Ленинградской области составил 38,5 процента. Прирост жилищного фонда, требующего капитального ремонта, составляет ежегодно не менее трех процентов. В случае сохранения указанной динамики жилищный фонд Ленинградской области в основной своей массе может стать ветхим и аварийным.
В связи с высокой социальной важностью задачи надлежащего содержания многоквартирных домов требуется обеспечение оптимизации процессов планирования капитального ремонта. Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется исходя из критериев, определенных областным законом N 82-оз и приказом комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту Ленинградской области от 20 декабря 2013 года N 54 "О методике и порядке оценки многоквартирного дома для определения очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ленинградской области". В первоочередном порядке Программой предусматривается проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в соответствии с пунктом 3 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Реализация Программы в соответствии с указанными критериями должна обеспечить перспективное планирование капитального ремонта жилищного фонда с учетом фактического технического состояния конструктивных элементов многоквартирных домов.
Положения Жилищного кодекса Российской Федерации определяют принципиальный подход к организации капитального ремонта жилищного фонда.
В соответствии со статьей 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.
Принимая во внимание необходимость упорядочения мероприятий по планированию и организации капитального ремонта в условиях реализации Жилищного кодекса Российской Федерации, дальнейшее выполнение капитального ремонта жилищного фонда необходимо осуществлять программно-целевым методом в рамках Программы, обеспеченной соответствующим финансированием, а также системой планирования и контроля.