Действующий

О Концепции совершенствования системы профессиональной ориентации в общеобразовательных организациях Ленинградской области на 2013-2020 годы (с изменениями на 23 июля 2019 года)

2. Анализ ситуации в сфере занятости молодежи


Процессы в сфере занятости населения, такие как выбор профессии поколением, вступающим в трудоспособный возраст, и подготовка кадров, относятся к числу важнейших социально-экономических задач, от которых зависит стабильность и эффективность функционирования рынка труда и развитие экономики.

Основным условием формирования оптимального рынка труда является создание сбалансированных потоков спроса и предложения рабочей силы. В настоящее время профессионально-квалификационный уровень граждан, предлагающих свою рабочую силу, не в полной мере удовлетворяет высоким требованиям современного рынка труда. Причина указанного дисбаланса связана с демографическими и социальными факторами.

Демографическая ситуация, сложившаяся в Ленинградской области к началу 2013 года, характеризуется увеличением численности населения на 8,2 проц. по сравнению с 2010 годом. Основным источником пополнения населения остается внешняя миграция. Миграционный прирост в 2012 году составил 27163 человека и компенсировал в 2,8 раза естественную убыль населения.

Основные миграционные потоки формируются за счет стран с невысоким качеством рабочей силы - Узбекистана, Таджикистана, Туркмении.

В то же время сокращение численности населения трудоспособного возраста, являющегося, как правило, высококвалифицированными и квалифицированными рабочими кадрами, определяет необходимость подготовки рабочей силы, а также обеспечения кадрами существующих и вновь вводимых производств.

Кадровые проблемы возникают как в отношении высокотехнологичных рабочих мест, требующих привлечения высококвалифицированных и квалифицированных специалистов, так и в отношении рабочих профессий, которые по содержанию и условиям труда непривлекательны для молодежи.

Организации Ленинградской области постоянно испытывают потребность в электрогазосварщиках, электромонтерах, слесарях, станочниках, квалифицированных работниках строительных профессий (каменщиках, малярах, штукатурах, плотниках, монтажниках).

Также востребованы водители различных категорий, машинисты кранов, бульдозеров, железнодорожных строительных машин.

Среди специалистов среднего уровня квалификации востребованы фельдшеры, медицинские сестры, воспитатели дошкольных образовательных организаций.

В последние годы региональная экономика испытывает растущую потребность в инженерно-технических работниках высшего уровня квалификации для отраслей строительства и промышленности, менеджерах со знанием передовых технологий и иностранных языков.

В учреждениях здравоохранения Ленинградской области отмечается недостаток врачей различных специализаций.

В 2012 году 75 профессиональных образовательных организаций Ленинградской области, в том числе высшего образования, выпустили на рынок труда более 10 тысяч специалистов всех уровней образования, из них с начальным профессиональным образованием - 19,1 проц., средним профессиональным образованием - 18,7 проц., высшим профессиональным образованием - 62,1 проц. (дневная и заочная формы обучения).

Общая численность выпускников с начальным профессиональным образованием за последние 10 лет сократилась в 3,5 раза, со средним специальным образованием осталась неизменной, с высшим образованием увеличилась почти в 3 раза.

В структуре выпускников образовательных организаций высшего образования преобладают следующие направления подготовки: экономика - 29,3 проц., управление - 26,4 проц., педагогика и психология - 15,3 проц., юриспруденция - 9,8 проц. Прочие направления подготовки составили 19,2 проц., из них для реального сектора экономики в 2012 году подготовлено около 1 проц. специалистов.

Отсутствие в профессиональных образовательных организациях современного оборудования для проведения практики не позволяет осуществлять подготовку специалистов, отвечающих требованиям инновационных производств. Одновременно удовлетворение потребности предприятий в качестве подготавливаемых квалифицированных кадров требует формирования новых отношений между работодателями и учебными заведениями.

Сложившиеся тенденции подготовки рабочих и специалистов не согласуются с потребностями современного рынка труда. Снижение доли подготовки квалифицированных рабочих происходит на фоне растущей потребности экономики Ленинградской области в рабочих кадрах.

Вследствие несоответствия отраслевого профиля подготовки кадров в образовательных организациях высшего образования квалификационным требованиям работодателей часть занятых в экономике с высоким уровнем образования выполняет работу, требующую более низкой квалификации.

Филиалы вузов, размещенные на территории Ленинградской области (28 единиц), не обеспечивают экономику современными высококвалифицированными кадрами по качеству и направлениям подготовки, усугубляя дисбаланс спроса и предложения на рынке труда.

В современных условиях, когда право на труд реализуется через личную инициативу, все более актуальной становится проблема занятости обучающихся.

По данным опроса, проведенного в школах Ленинградской области, более 35 проц. обучающихся выпускных классов не имеют сформированных планов профессионального самоопределения, не делают осознанного выбора профессии, имеют ограниченное представление о содержании профессий, потребности в них, условиях работы в организациях, возможностях трудоустройства.

Из двенадцати сфер деятельности, в которых предпочли бы работать обучающиеся, сферы промышленности и сельского хозяйства находятся на одиннадцатом и двенадцатом местах соответственно.

Обучающиеся при выборе профессии, специальности ориентируются на "престижные" специальности, в основном гуманитарной направленности, что не соответствует потребностям экономики региона и работодателей, но существенно определяет сложившуюся структуру образовательных услуг в Ленинградской области.

Отсутствие взаимодействия органов исполнительной власти Ленинградской области и органов местного самоуправления не позволяет осуществлять в полной мере координацию действий при проведении профориентационной работы с обучающимися, совершенствовать нормативно-правовую базу и информационное обеспечение выбора обучающимися сферы деятельности, профессии.

Таким образом, в настоящее время возрастает роль и значение профессиональной ориентации, подготовки обучающихся к выбору профессии с целью формирования у них мотивации к труду и потребности приобретения востребованной на рынке труда профессии, специальности.