МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 26 апреля 2013 года N 3-45/2013


[О признании недействующим пункта 9 Порядка оформления прав на жилые помещения, использовавшиеся в качестве общежитий, переданных в собственность города Москвы, утверждённого постановлением Правительства Москвы от 19 декабря 2012 года N 743-ПП "О порядке оформления прав на жилые помещения, использовавшиеся в качестве общежитий, переданных в собственность города Москвы", в части, допускающей распространение положений этого пункта на граждан, указанных в пункте 3.1 Порядка, при наличии документов, подтверждающих законность вселения]



Московский городской суд в составе: судьи Лопаткиной А.С., с участием прокурора Ларионовой О.Г., при секретаре Корниловой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-45/2013 по заявлению Щукиной Н.В., Кондратьевой Н.С. об оспаривании отдельных положений Порядка оформления прав на жилые помещения, использовавшиеся в качестве общежитий, переданных в собственность города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 19 декабря 2012 года N 743-ПП "О порядке оформления прав на жилые помещения, использовавшиеся в качестве общежитий, переданных в собственность города Москвы",

установил:


Правительством Москвы 19 декабря 2012 года принято постановление N 743-ПП "О порядке оформления прав на жилые помещения, использовавшиеся в качестве общежитий, переданных в собственность города Москвы", которое официально опубликовано в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 71, 27 декабря 2012 года.

Пунктом 1 названного постановления утверждён Порядок оформления прав на жилые помещения, использовавшиеся в качестве общежитий, переданных в собственность города Москвы.

Щукина Н.В., Кондратьева Н.С. обратились в Московский городской суд с заявлением об оспаривании отдельных положений Порядка оформления прав на жилые помещения, использовавшиеся в качестве общежитий, переданных в собственность города Москвы (далее - Порядок), утверждённого постановлением Правительства Москвы от 19 декабря 2012 года N 743-ПП, в котором, уточнив заявленные требования, просили признать недействующими: пункт 1; пункт 9 в части, допускающей распространение положений этого пункта на граждан, указанных в пункте 3.1 Порядка ("зарегистрированные по месту жительства и фактически в них проживающие"), при наличии документов, подтверждающих законность вселения (пункт 4.1 Порядка).

Щукина Н.В., Кондратьева Н.С. указали, что с 90-х годов они зарегистрированы по месту жительства и постоянно проживают в многоквартирном жилом доме, использовавшемся как общежитие, утратившем статус общежития и находящемся в собственности города Москвы. В 2010 году заявителям занимаемые помещения предоставлены на условиях социального найма и предложено оформить договоры социального найма в отношении изолированных и неизолированных комнат.

Заявители утверждают, что пункт 1 Порядка, относящий к жилым помещениям любые помещения, если они ранее использовались в качестве общежитий, противоречит статье 15 Жилищного кодекса, согласно которой жилым помещением признается лишь изолированное помещение. Как полагают заявители, Правительство Москвы, выйдя за пределы предоставленных ему полномочий, установило в пункте 9 Порядка не предусмотренное федеральным законодательством основание выселения граждан и снятия их с регистрационного учёта по месту жительства. Оспариваемые нормативные положения, по мнению заявителей, создают угрозу для реализации жилищных прав и интересов граждан.

Заявители Щукина Н.В., Кондратьева Н.С. и их представитель Корковидов А.К. в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме.

Представитель Правительства Москвы (по доверенности) Иванов А.А. требования заявителя не признал, указал, что оспариваемые нормативные положения не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушают жилищных прав заявителей.

Заслушав объяснения заявителей и их представителя, представителя Правительства Москвы, изучив материалы дела, суд находит заявление подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из постановления Правительства Москвы от 19 декабря 2012 года N 743-ПП, Порядок оформления прав на жилые помещения, использовавшиеся в качестве общежитий, переданных в собственность города Москвы, утверждён в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и в целях урегулирования правоотношений по дальнейшему использованию жилых помещений, использовавшихся в качестве общежитий, переданных в собственность города Москвы.

К жилым помещениям, использовавшимся в качестве общежитий, относятся помещения, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным и муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий (далее - жилые помещения, использовавшиеся в качестве общежитий), переданных в собственность города Москвы (пункт 1).

Право на оформление договора имеют граждане Российской Федерации (далее - граждане), вселённые в помещения, использовавшиеся в качестве общежитий, до передачи их в собственность города Москвы (пункт 3 Порядка):

зарегистрированные по месту жительства и фактически в них проживающие (п.3.1 Порядка).

С гражданами, указанными в пункте 3.1 настоящего Порядка (пункт 4 Порядка):

при наличии документов, подтверждающих законность вселения, оформляется договор социального найма (пункт 4.1 Порядка).

При отказе граждан от оформления договоров на занимаемое (предоставляемое) жилое помещение в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 6.1.2 настоящего Порядка, они подлежат выселению из помещения и снятию с регистрационного учета по месту жительства в установленном порядке (пункт 9 Порядка).

Пунктом "к" ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Статьей 76 Конституции РФ установлены гарантии и пределы действия и применения федеральных законов, изданных по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По данным предметам ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч.ч.2, 5).

Законодательное разграничение полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области жилищного законодательства закреплено Жилищным кодексом РФ.

Статьей 12 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов государственной власти Российской Федерации отнесены установление требований к жилым помещениям, их содержанию, содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах (п.2), определение оснований, порядка и условий выселения граждан из жилых помещений (п.14).

Статьей 13 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений отнесены иные вопросы, отнесённые к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области жилищных отношений Конституцией РФ, Жилищным кодексом РФ, другими федеральными законами и не отнесённые к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, полномочиям органов местного самоуправления.

Согласно статье 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным и муниципальных предприятиям либо государственным и муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.

Часть 1 статьи 15 Жилищного кодекса РФ определяет, что объектами жилищных прав являются жилые помещения.

Согласно части 2 той же статьи Жилищного кодекса РФ жилым помещением признаётся изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Оспариваемый пункт 1 Порядка, который относит к жилым помещениям, использовавшимся в качестве общежитий, помещения, находившиеся в жилых домах, принадлежавших государственным и муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, переданных в собственность города Москвы, не противоречит федеральному законодательству, в том числе статье 15 Жилищного кодекса РФ, статье 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", не содержит положений, определяющих требования к жилым помещениям, а также не возлагает на заявителей не предусмотренных законодательством обязанностей.

Следовательно, в удовлетворении заявленных требований о признании недействующим пункта 1 Порядка должно быть отказано ввиду их необоснованности.

Пункт 14 статьи 12 Жилищного кодекса РФ вопросы установления оснований, порядка и условий выселения граждан из жилых помещений относит к полномочиям Российской Федерации.

Основания, порядок и условия выселения граждан из жилых помещений урегулированы Жилищным кодексом РФ.

Так, в частности, в соответствии со ст.84 Жилищного кодекса РФ выселение граждан из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, производится в судебном порядке:

1) с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма;

2) с предоставлением других жилых помещений по договорам социального найма;

3) без предоставления других жилых помещений.

Статьями 85-89 Жилищного кодекса РФ определены случаи и порядок выселения граждан из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма.

Статья 90 Жилищного кодекса РФ регламентирует выселение нанимателя и проживающих совместно с ним членов его семьи из жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма.

В статье 91 Жилищного кодекса РФ названы основания выселения нанимателя и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.

В статьях 101-106 Жилищного кодекса РФ установлены основания и порядок расторжения и прекращения договоров найма специализированного жилого помещения, а также выселения граждан из специализированных жилых помещений.

При этом Жилищным кодексом РФ не установлено такого основания выселения граждан, как отказ от оформления договоров социального найма на занимаемое жилое помещение.

Согласно ч.6 ст.5 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные правоотношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.

В соответствии с п.1 ст.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципами верховенства Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7, часть 1), и закрепляет соответствующие права и свободы человека и гражданина, в том числе право на жилище; согласно ее статье 40 (часть 1) никто не может быть произвольно лишен жилища. Это право конкретизируется в Жилищном кодексе РФ, устанавливающем, что никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом и другими федеральными законами (часть 4 статьи 3).

Пунктом 9 Порядка в той части, в которой он оспаривается заявителями, допускается возможность выселения и снятия с регистрационного учета по месту жительства граждан, вселённых в жилые помещения на законных основаниях, при отказе от оформления договоров социального найма на занимаемое жилое помещение.

Из положений статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона, и на них распространяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Сравнительный анализ оспариваемого положения пункта 9 Порядка с вышеприведенными федеральными нормами права позволяет прийти к выводу о том, что Правительство Москвы при утверждении Порядка оформления прав на жилые помещения, использовавшиеся в качестве общежитий, переданных в собственность города Москвы, фактически ввело дополнительное основание выселения граждан, не предусмотренное федеральным законодательством.

Тем самым, органом государственной власти субъекта Российской Федерации осуществлено правовое регулирование по вопросам, отнесённым к компетенции Российской Федерации в области жилищных отношений, с нарушением федерального законодательства.

Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Учитывая, что до вынесения решения оспариваемое положение пункта 9 Порядка применялось и на его основании реализовались права граждан, пункт 9 Порядка в части, допускающей распространение положений этого пункта на граждан, указанных в пункте 3.1 Порядка, при наличии документов, подтверждающих законность вселения (пункт 4.1 Порядка), подлежит признанию недействующим со дня вступления решения в законную силу.

На основании части 1 статьи 98 ГПК РФ Правительство Москвы обязано возместить Кондратьевой Н.С. пропорционально удовлетворенной части требований понесенные по делу судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме 100 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:


Заявление Щукиной Н.В., Кондратьевой Н.С. удовлетворить частично.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 9 Порядка оформления прав на жилые помещения, использовавшиеся в качестве общежитий, переданных в собственность города Москвы, утверждённого постановлением Правительства Москвы от 19 декабря 2012 года N 743-ПП "О порядке оформления прав на жилые помещения, использовавшиеся в качестве общежитий, переданных в собственность города Москвы", в части, допускающей распространение положений этого пункта на граждан, указанных в пункте 3.1 Порядка, при наличии документов, подтверждающих законность вселения (пункт 4.1 Порядка).

В удовлетворении требований Щукиной Н.В., Кондратьевой Н.С. о признании недействующим пункта 1 Порядка оформления прав на жилые помещения, использовавшиеся в качестве общежитий, переданных в собственность города Москвы, утверждённого постановлением Правительства Москвы от 19 декабря 2012 года N 743-ПП "О порядке оформления прав на жилые помещения, использовавшиеся в качестве общежитий, переданных в собственность города Москвы", отказать.

Взыскать с Правительства Москвы в пользу Кондратьевой Н.С. судебные расходы в сумме 100 рублей.



Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня изготовления решения в окончательном виде.

Судья Московского городского суда
А.С.Лопаткина

     


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
официальный сайт
Московского городского суда
www.mos-gorsud.ru
по состоянию на 10.10.2013