Город Москва и Московская область (далее также - Московская агломерация) являются социально-экономическим образованием, взаимосвязанным общностью природно-ресурсного, инфраструктурного и производственного потенциала, интенсивной "маятниковой" миграцией населения.
На общественном транспорте в Московском транспортном узле совершается более 14 млн. поездок в сутки и более 5 млрд. за год. Пассажиропоток на въезде в Москву в сутки составляет около 2,5 млн. человек, в том числе на личном транспорте - 1,23 млн. человек, на общественном транспорте 1,2 млн. человек.
Таким образом, скоординированное и устойчивое развитие транспортной системы города Москвы и Московской области является важнейшим условием для организации транспортного обслуживания населения региона.
Основными концептуальными направлениями развития Московского транспортного узла определены:
- обеспечение преимущества общественного транспорта при осуществлении пассажирских перевозок;
- обеспечение объемов пассажирских и грузовых перевозок в соответствии с прогнозными потребностями;
- оптимизация и координация грузовых перевозок на основе комплексного взаимоувязанного развития транспортно-логистической системы, функционирующей на территории Московского региона;
- повышение роли железных дорог в осуществлении пригородно-городских и городских перевозок;
- оптимизация и развитие автомобильных дорог на территории Московского региона;
- использование современных систем организации движения транспорта;
- совершенствование качества услуг, предоставляемых транспортной системой, на основе эффективного взаимодействия систем городского, пригородно-городского и межрегионального транспорта;
- совершенствование организационно-управленческой деятельности в сфере транспорта;
- внедрение инновационных технологий, интеллектуальных транспортных систем в транспортную отрасль;
- создание системы информационного обеспечения транспортной отрасли Московской агломерации, в том числе мониторинга и управления на транспорте, интегрирующей информационные ресурсы в единое информационное пространство;
- снижение отрицательных экологических последствий на окружающую среду от осуществления транспортной деятельности на территории Московской агломерации.
Основными направлениями совершенствования транспортной инфраструктуры Московского транспортного узла являются развитие железнодорожного транспорта и метрополитена, строительство и реконструкция автомобильных дорог, строительство (обустройство) транспортно-пересадочных узлов, организация дорожного движения и внедрение интеллектуальной транспортной системы, организация безопасности дорожного движения, развитие наземного пассажирского и воздушного транспорта, новых видов общественного транспорта (скоростной трамвай), организация терминально-логистических центров, создание единого парковочного пространства.
Программные мероприятия по развитию Московского транспортного узла направлены на увеличение пропускной способности существующей транспортной сети, повышение уровня безопасности дорожного движения и безопасности на транспорте, снижение объемов транзитных перевозок в столичном регионе, снижение задержек пассажирского и грузового автомобильного транспорта и повышение комфорта перевозок пассажиров на всех видах общественного транспорта.