Действующий

О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 2 сентября 2011 года N 408-ПП

1. Характеристика текущего состояния транспортной системы города Москвы


Город Москва является крупнейшим транспортным узлом России.

Население города Москвы составляет 11,85 млн. человек. Площадь города Москвы составляет 2561 кв.км.

На общественном транспорте в городе Москве совершается более 14 млн. поездок в сутки и более 5 млрд. за год.

В настоящее время в городе функционирует транспортная система, в которую входят следующие виды транспорта: Московский метрополитен (далее - метрополитен), Московская монорельсовая транспортная система, железнодорожный транспорт, наземный городской пассажирский транспорт и личный транспорт, которые перевозят в год около 6,89 млрд. пассажиров.

Распределение объемов перевозок по видам транспорта и их прогноз на расчетный период (по данным ГУП "НИ и ПИ Генплана г.Москвы") скорректированы с учетом фактического анализа пассажиропотоков и приведены в таблице.

Вид транспорта

Объем перевозок пассажиров в год,
млрд. человек

2011 год

2016 год

Железнодорожный транспорт

0,55

0,85

Метрополитен, Московская монорельсовая транспортная система

2,39

2,8

Наземный городской пассажирский транспорт

2,0

2,68

Личный транспорт

1,95

2,0

Итого

6,89

8,33



Современное состояние и проблемы транспортной отрасли города Москвы характеризуются следующими параметрами:

- плотность населения города Москвы (107,3 человек/га) превышает аналогичный показатель крупнейших мегаполисов мира;

- плотность улично-дорожной сети (3,95 км/кв.км) в 2-4 раза ниже аналогичных показателей крупнейших мегаполисов мира. Этот показатель на территории Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы составляет 0,88 км/кв.км;

- фактическая загрузка всех видов общественного транспорта в утренние часы "пик" при движении в центр составляет 1060 тыс. человек и превышает провозную способность (870 тыс. человек) в среднем на 22%;

- загрузка автомобильных дорог превышает их пропускную способность на 42%;

- среднее время поездки на общественном транспорте пассажира из жилых районов до "мест приложения труда" составляет 67 минут, а около 20% жителей города Москвы тратят более трех часов в день на дорогу от дома до работы и обратно;

- при наименьшей протяженности линий метрополитена объем перевозок в 1,5-2 раза превышает аналогичные показатели крупнейших мегаполисов мира, средняя наполняемость вагонов электропоездов метрополитена составляет 5,2 человек/кв.м;

- недостаточное развитие наземных видов общественного транспорта, низкая плотность маршрутной сети, отсутствие преимуществ для движения общественного транспорта в транспортном потоке;

- слабая система хордовых связей между радиальными автомобильными дорогами;

- отсутствие дублирующих направлений магистральных радиальных автомобильных дорог, их недостаточная пропускная способность и несоответствие параметров автомобильных дорог на границе Москвы и Московской области планировочным параметрам;

- недостаточный уровень технического состояния искусственных сооружений и проезжей части на значительном протяжении автомобильных дорог федерального и регионального значения;

- отсутствие транспортных развязок на разных уровнях на пересечениях улично-дорожной сети, в том числе с железными дорогами и реками;

- отсутствие эффективной системы управления дорожным движением;

- недостаточное взаимодействие перевозчиков, обслуживающих автобусные маршруты, отсутствие скоординированной системы управления перевозками, использующей современные средства глобального позиционирования;

- неполная приспособленность транспортной инфраструктуры города к нуждам маломобильных категорий населения;

- недостаточно эффективная работа перевозчиков различных форм собственности по транспортному обслуживанию пассажиров.

В Троицком и Новомосковском административных округах города Москвы протяженность улично-дорожной сети составляет 1300 км, плотность улично-дорожной сети 0,88 км/кв.км, что в 3,7 раза ниже показателя для "старой Москвы" (территория в границах, соответствующих территории города Москвы до 1 июля 2012 года) и существенно ниже аналогичных показателей крупнейших мегаполисов мира. Плотность населения Троицкого и Новомосковского административных округах города Москвы - около 17 человек/га. Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального значения в Троицком и Новомосковском административных округах города Москвы, не отвечающих нормативным требованиям, составляет 100%.

Несмотря на перегрузку улично-дорожной сети, личный транспорт является более привлекательным по сравнению с общественным не только по уровню комфорта, но и по времени в пути. В утренние часы "пик" время поездки на автомобиле занимает около часа, что на 10% меньше, чем на общественном транспорте. В 2011 году в Москве насчитывалось около 3,4 млн. легковых автомобилей. При среднегодовом увеличении на 4% к 2016 году количество легкового транспорта достигнет 4,2 млн. единиц.

Сохраняется устойчивая тенденция к увеличению затрат времени при поездках по городу. При сохранении текущего положения дел к 2025 году перегрузка на всех видах транспорта удвоится.

При отсутствии мер по улучшению транспортной ситуации к 2025 году ожидается практически удвоение перегрузки по всем видам транспорта, даже несмотря на прогнозируемый умеренный прирост населения по 0,8% в год. Время в пути на личном транспорте вырастет на 25% - до 75 минут. Доля жителей, которые будут тратить более трех часов в день на дорогу от дома на работу и обратно, возрастет до 30%.