Город Москва является крупнейшим транспортным узлом России.
Население города Москвы составляет 11,85 млн. человек. Площадь города Москвы составляет 2561 кв.км.
На общественном транспорте в городе Москве совершается более 14 млн. поездок в сутки и более 5 млрд. за год.
В настоящее время в городе функционирует транспортная система, в которую входят следующие виды транспорта: Московский метрополитен (далее - метрополитен), Московская монорельсовая транспортная система, железнодорожный транспорт, наземный городской пассажирский транспорт и личный транспорт, которые перевозят в год около 6,89 млрд. пассажиров.
Распределение объемов перевозок по видам транспорта и их прогноз на расчетный период (по данным ГУП "НИ и ПИ Генплана г.Москвы") скорректированы с учетом фактического анализа пассажиропотоков и приведены в таблице.
Вид транспорта | Объем перевозок пассажиров в год, | |
2011 год | 2016 год | |
Железнодорожный транспорт | 0,55 | 0,85 |
Метрополитен, Московская монорельсовая транспортная система | 2,39 | 2,8 |
Наземный городской пассажирский транспорт | 2,0 | 2,68 |
Личный транспорт | 1,95 | 2,0 |
Итого | 6,89 | 8,33 |
Современное состояние и проблемы транспортной отрасли города Москвы характеризуются следующими параметрами:
- плотность населения города Москвы (107,3 человек/га) превышает аналогичный показатель крупнейших мегаполисов мира;
- плотность улично-дорожной сети (3,95 км/кв.км) в 2-4 раза ниже аналогичных показателей крупнейших мегаполисов мира. Этот показатель на территории Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы составляет 0,88 км/кв.км;
- фактическая загрузка всех видов общественного транспорта в утренние часы "пик" при движении в центр составляет 1060 тыс. человек и превышает провозную способность (870 тыс. человек) в среднем на 22%;
- загрузка автомобильных дорог превышает их пропускную способность на 42%;
- среднее время поездки на общественном транспорте пассажира из жилых районов до "мест приложения труда" составляет 67 минут, а около 20% жителей города Москвы тратят более трех часов в день на дорогу от дома до работы и обратно;
- при наименьшей протяженности линий метрополитена объем перевозок в 1,5-2 раза превышает аналогичные показатели крупнейших мегаполисов мира, средняя наполняемость вагонов электропоездов метрополитена составляет 5,2 человек/кв.м;
- недостаточное развитие наземных видов общественного транспорта, низкая плотность маршрутной сети, отсутствие преимуществ для движения общественного транспорта в транспортном потоке;
- слабая система хордовых связей между радиальными автомобильными дорогами;
- отсутствие дублирующих направлений магистральных радиальных автомобильных дорог, их недостаточная пропускная способность и несоответствие параметров автомобильных дорог на границе Москвы и Московской области планировочным параметрам;
- недостаточный уровень технического состояния искусственных сооружений и проезжей части на значительном протяжении автомобильных дорог федерального и регионального значения;
- отсутствие транспортных развязок на разных уровнях на пересечениях улично-дорожной сети, в том числе с железными дорогами и реками;
- отсутствие эффективной системы управления дорожным движением;
- недостаточное взаимодействие перевозчиков, обслуживающих автобусные маршруты, отсутствие скоординированной системы управления перевозками, использующей современные средства глобального позиционирования;
- неполная приспособленность транспортной инфраструктуры города к нуждам маломобильных категорий населения;
- недостаточно эффективная работа перевозчиков различных форм собственности по транспортному обслуживанию пассажиров.
В Троицком и Новомосковском административных округах города Москвы протяженность улично-дорожной сети составляет 1300 км, плотность улично-дорожной сети 0,88 км/кв.км, что в 3,7 раза ниже показателя для "старой Москвы" (территория в границах, соответствующих территории города Москвы до 1 июля 2012 года) и существенно ниже аналогичных показателей крупнейших мегаполисов мира. Плотность населения Троицкого и Новомосковского административных округах города Москвы - около 17 человек/га. Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального значения в Троицком и Новомосковском административных округах города Москвы, не отвечающих нормативным требованиям, составляет 100%.
Несмотря на перегрузку улично-дорожной сети, личный транспорт является более привлекательным по сравнению с общественным не только по уровню комфорта, но и по времени в пути. В утренние часы "пик" время поездки на автомобиле занимает около часа, что на 10% меньше, чем на общественном транспорте. В 2011 году в Москве насчитывалось около 3,4 млн. легковых автомобилей. При среднегодовом увеличении на 4% к 2016 году количество легкового транспорта достигнет 4,2 млн. единиц.
Сохраняется устойчивая тенденция к увеличению затрат времени при поездках по городу. При сохранении текущего положения дел к 2025 году перегрузка на всех видах транспорта удвоится.
При отсутствии мер по улучшению транспортной ситуации к 2025 году ожидается практически удвоение перегрузки по всем видам транспорта, даже несмотря на прогнозируемый умеренный прирост населения по 0,8% в год. Время в пути на личном транспорте вырастет на 25% - до 75 минут. Доля жителей, которые будут тратить более трех часов в день на дорогу от дома на работу и обратно, возрастет до 30%.