Действующий

О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности за незаконные организацию и проведение азартных игр"

Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные  законодательные акты Российской Федерации в целях усиления  ответственности за незаконные организацию и проведение азартных игр"



Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности за незаконные организацию и проведение азартных игр" (далее - законопроект) направлен на совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере противодействия незаконной деятельности, связанной с организацией и проведением азартных игр.

Федеральным законом от 20 июля 2011 года N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) дополнены статьями, предусматривающими соответственно уголовную и административную ответственность за незаконные организацию и проведение азартных игр.

При этом статьей 171_2 УК РФ уголовно наказуемыми признаются организация и (или) проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны, либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", а также средств связи, в том числе подвижной связи, либо без полученного в установленном порядке разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, сопряженные с извлечением дохода в крупном размере (не менее 1,5 млн. рублей), особо крупном размере (свыше 6 млн. рублей) либо совершенные организованной группой.

В соответствии со статьей 14.1_1 КоАП РФ "Незаконные организация и проведение азартных игр" за указанные деяния, совершенные без такого признака, как извлечение дохода в крупном размере, а также за организацию и проведение азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах без лицензии или с нарушением ее условий и осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне с нарушением условий, предусмотренных соответствующим разрешением, установлена административная ответственность.

Несмотря на принимаемые органами внутренних дел Российской Федерации меры, проблема повышения эффективности борьбы с незаконными организацией и проведением азартных игр остается актуальной.

Так, за истекший период 2013 года в городе Москве по статье 171_2 УК РФ возбуждено 15 уголовных дел. Проведено 487 административных расследований по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1_1 КоАП РФ. В ходе проверок изъята 14741 единица оборудования.

Всего с начала текущего года пресечена деятельность 17 казино и покерных клубов, 98 залов игровых автоматов, 556 лотерейных и интернет-клубов, а также 99 пунктов приема ставок букмекерских контор.

Уголовная ответственность за незаконные организацию и проведение азартных игр наступает только в случае, если указанные действия сопряжены с извлечением дохода в крупном размере.

Анализ практики по выявлению и пресечению незаконной деятельности по организации азартных игр показывает, что, поскольку она незаконна, организаторами финансовая документация не ведется.

При этом специфика данного преступления заключается в том, что указанный размер дохода от преступной деятельности образовывается, как правило, не одномоментно, а в результате накопления выручек, полученных за определенный период времени, который может быть выражен в днях или месяцах в зависимости от места осуществления деятельности.

Несмотря на активную работу в данном направлении, количество открывающихся незаконных игорных заведений растет. Проводимая подразделениями экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по г. Москве работа по выявлению и закрытию такого рода заведений не приносит желаемого результата по снижению их количества ввиду того, что организаторы оплачивают штраф и возобновляют свою деятельность на прежнем месте под другим наименованием. Осведомленные о фактической безнаказанности параллельно открываются и другие подобные заведения.

Все нелегальные заведения (покерные клубы, казино, залы игровых автоматов) ведут свою деятельность крайне завуалированно и осторожно, приглашают на игру посредством смс-оповещения исключительно проверенных клиентов. Организаторы незаконной игорной деятельности в месте проведения игр не появляются, контролируя свой бизнес через цепочку доверенных лиц. Постоянно происходит смена менеджеров и операторов. Инкассация денежных средств проводится практически ежечасно. Персонал таких заведений проинструктирован о тактике поведения при появлении сотрудников полиции, и наиболее встречающимися объяснениями являются обращения к статье 51 Конституции Российской Федерации.

Посетители нелегальных заведений не заинтересованы в даче объяснений. Законом не установлена ответственность игроков, поэтому они не указывают на персонал, который обслуживал нелегальное заведение и которому они отдавали денежные средства при обмене на фишки, проявляя так называемую солидарность с персоналом, и после получения объяснений безнаказанно отпускаются. Даже в случае, когда удается установить менеджеров или дилеров, найденные при личном осмотре денежные средства позиционируются ими как личные, а не полученные от игроков, в связи с чем приобщить к материалу проверки их не представляется возможным.

В большинстве клубов для приема наличных денежных средств оператор использует электронные системы расчетов (Ку-пэй, Яндекс-деньги, Киви-кошелек), выступая в качестве агента для зачисления средств клиентов на лицевые счета с последующим их вводом на подключенный к локальной сети компьютер (ноутбук). Поступивший объем денежных средств фиксируется оператором в виртуальной денежной системе и составляет совокупный оборот (выручку).

В таких случаях основной проблемой остается невозможность фиксации полученных игорным заведением нелегальных доходов, поскольку при проведении проверочных мероприятий, в момент объявления проверочной закупки, интернет-системы и локальные сети отключаются. Отсутствие специалистов и технических возможностей, позволяющих восстановить работоспособность системы для получения сведений о зарегистрированных электронных кошельках и IP-адресах, приводит к невозможности документирования дохода игорного заведения за период свыше суток, а дневная выручка, как правило, всегда ниже предела в 1,5 млн. рублей.

Из-за недостаточного для привлечения к уголовной ответственности размера незаконно полученного дохода в отношении организаторов азартных игр выносится решение об отказе в возбуждении уголовного дела, и указанные лица привлекаются только к административной ответственности.

В связи с этим законопроект в целях подрыва основ незаконной игорной деятельности и обеспечения неотвратимости уголовного наказания организаторов незаконных азартных игр предусматривает возможность привлечения к уголовной ответственности не только за деяния, сопряженные с извлечением дохода в крупном размере.

С учетом того, что юридические лица не подлежат уголовной ответственности, в статье 14.1_1 КоАП РФ для них сохраняется административная ответственность.

Частью 3 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 года  N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", а также средств связи, в том числе подвижной связи, запрещена.

Указанный запрет обеспечивается нормами как уголовного законодательства Российской Федерации (статья 171_2 УК РФ), так и законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях (статья 14.1_1 КоАП РФ).

Однако в настоящее время отсутствуют правовые механизмы, позволяющие блокировать сайты в сети "Интернет", посредством которых обеспечиваются организация и проведение азартных игр.

В связи с этим статьей 3 законопроекта предлагается внести изменение в статью 15_1 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", согласно которому основанием для включения в единую автоматизированную информационную систему "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети "Интернет", а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", является решение в отношении "информации, позволяющей принимать участие в азартных играх с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет"".

Московская городская Дума