Действующий

О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 27 сентября 2011 года N 450-ПП

3. Цели и задачи Государственной программы


Целью реализации Государственной программы является создание средствами образования условий для формирования личной успешности обучающихся и воспитанников в обществе.

Задачи Государственной программы:

- комплексное развитие сети образовательных учреждений для обеспечения доступности дошкольного, общего и дополнительного образования независимо от территории проживания и состояния здоровья;

- внедрение современных стандартов качества образования ("Московского стандарта качества образования"), инструментов их независимой и прозрачной для общества оценки, обеспечивающих индивидуализацию образовательных траекторий и достижение обучающимися образовательных результатов, необходимых для успешной социализации и работы в инновационной экономике;

- создание в системе образования условий для сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни обучающихся и воспитанников, оказания помощи детям, нуждающимся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;

- создание механизмов использования интеллектуальных, социокультурных и физкультурно-спортивных ресурсов города Москвы в образовании, реализации потенциала образования в развитии города Москвы;

- обеспечение эффективности управления системой образования города Москвы.

Ключевые принципы и механизмы реализации Государственной программы

1. Комплексность, интеграция и привлечение внешних ресурсов.

Цели Государственной программы достигаются через всю сеть образовательных учреждений и организаций, расположенных в городе Москве и предоставляющих образовательные услуги (независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности). Такой подход позволяет поддерживать позитивную конкуренцию, эффективно использовать ресурсы, обмениваться лучшими практиками, создавать максимальные возможности для выстраивания индивидуальных образовательных траекторий.

Для реализации этого принципа будут созданы межведомственные переговорные площадки, где будут вырабатываться стратегия и тактика сотрудничества, реализованы модели взаимодействия и интеграции образовательных учреждений различных типов, учреждений культуры, спорта, молодежной политики, социальной защиты, а также институциональные партнерства государственных образовательных учреждений с иными организациями. Будут созданы условия для развития и максимального использования возможностей негосударственного сектора услуг по образованию и развитию детей, поддержки инициатив организаций некоммерческого сектора.

2. Опора на активность семей.

Город Москва характеризуется самым высоким культурным капиталом семей в Российской Федерации. Использование этого ресурса будет обеспечено за счет многообразных форм поддержки образовательной и воспитательной активности семей, механизмов вовлечения родителей (законных представителей) в управление государственными образовательными учреждениями и оценку качества их работы, а также путем поддержки государственных образовательных учреждений, активно вовлекающих семьи в совместную деятельность.

3. Опора на интересы и инициативу детей и молодежи.

Важным ресурсом успеха Государственной программы должны стать обучающиеся и воспитанники, их интерес и инициатива, что будет обеспечено за счет поощрения активности каждого, индивидуализации образовательных траекторий, поддержки детских и молодежных объединений, ученических органов самоуправления, расширения возможностей образования и социально-позитивной деятельности обучающихся за пределами общеобразовательных учреждений, колледжей и вузов.

4. Опора на лучшую практику.

Ключевым принципом реализации Государственной программы станет опора на лучшую практику и инициативу, на профессиональное сообщество педагогов и руководителей, добившихся положительных результатов в сфере образования. На основе передовых практик государственных образовательных учреждений города Москвы будут определены требования к результатам, процессу и условиям образования, которые станут ориентиром для всех государственных образовательных учреждений системы - "Московский стандарт качества образования". Профессиональное сообщество будет включено в систему оценки деятельности государственных образовательных учреждений и качества работы педагогов.

5. Практико-ориентированная наука и инновационные сети.

В городе Москве будут сформированы эффективные механизмы создания и внедрения инновационных разработок, обеспечивающих опережающее развитие сферы образования. Коллективы, объединяющие ученых и педагогов государственных образовательных учреждений, получат поддержку в организации исследований и разработок по приоритетным проблемам развития столичной системы образования, в т.ч. на основе прогностической методологии. Превращение результатов успешных практико-ориентированных научных исследований и образовательных экспериментов в эффективную массовую практику будет осуществляться в рамках инновационных сетей образовательных учреждений.

6. Поддержка лидеров и помощь "отстающим".

Учитывая масштаб системы образования города Москвы, многообразие типов, видов, форм деятельности государственных образовательных учреждений, неоднородность социокультурной среды районов города Москвы, Государственная программа предусматривает дифференцированный подход и диверсификацию инструментов повышения эффективности системы.

С использованием механизмов программного финансирования государственные образовательные учреждения, добившиеся наилучших результатов, получат большую самостоятельность и поддержку в реализации проектов развития по приоритетным направлениям деятельности учреждения. На их базе будут созданы стажировочные площадки, обеспечивающие распространение лучших практик, в т.ч. через повышение квалификации педагогов.

В отношении государственных образовательных учреждений, которые не обеспечивают ожидаемых результатов, будут реализованы специальные программы перехода в эффективный режим работы, в том числе на основе партнерства с успешными государственными образовательными учреждениями. Важнейшим способом перевода всех образовательных учреждений в категорию качественных станет значительное увеличение финансирования ранее недофинансированных образовательных учреждений, что обеспечит гарантии равного доступа граждан к государственным услугам и позитивную консолидацию общества.

7. Финансовые стимулы.

Новые финансово-экономические механизмы, устанавливающие зависимость объемов финансирования от качества и результативности оказания услуг, предоставляющие государственным образовательным учреждениям больше самостоятельности в финансово-экономической и педагогической сферах, обеспечат рациональное и справедливое распределение финансового ресурса, стимулируют рост качества образовательных услуг и эффективности деятельности образовательных учреждений. Стимулом к повышению качества образования станет также поддержка образовательных учреждений и педагогов, обеспечивающих высокие учебные и внеучебные достижения, максимальный индивидуальный прогресс для всех групп обучающихся. Это приведет к тому, что образовательные учреждения будут находить собственные решения задачи повышения качества образования.

8. Институционализация обратной связи.

Широкое использование инструментов объективного, независимого, прозрачного контроля качества образования в сочетании с расширением общественного участия в управлении даст возможность жителям города Москвы значительно улучшить работу системы образования. Это позволит опираться в развитии системы образования не столько на административные меры, сколько на механизм саморегулирования. В комплексную систему оценки качества образования войдут не только независимые экзамены, но и самооценка государственного образовательного учреждения, мониторинговые исследования (в том числе исследования трудовых и образовательных траекторий выпускников), инструменты информационной прозрачности (сайты, публичные доклады).

9. Превращение вузов в "локомотивы" модернизации образования.