1.1. Состояние и проблемы сферы создания и использования информационно-коммуникационных технологий
К началу реализации Государственной программы уровень развития инфраструктуры доступа к информационно-коммуникационным технологиям в городе Москве позволял обеспечивать использование преимуществ высоких технологий во многих сферах жизни города Москвы.
Проникновение технологий беспроводного доступа в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" (далее - сеть Интернет) соответствовало уровню наиболее технологически развитых городов мира. Например, покрытие технологией 3G составляло 90% территории города Москвы (в Сингапуре и Гонконге 80% и 100%, соответственно), обеспечение беспроводным широкополосным доступом к сети Интернет составляло 60% (в Сингапуре и Гонконге 60-70%). Проникновение мобильной связи составляло почти 200% (это свидетельствует об использовании одним абонентом в среднем двух карт идентификации абонента (SIM-карт)). Показатели развития информационно-коммуникационной инфраструктуры, несмотря на отставание от мировых мегаполисов, демонстрировали устойчивую позитивную динамику. Например, проникновение цифрового телевидения увеличилось с 9% в 2006 году до 21% в 2010 году (в Нью-Йорке показатель достигает 85%). Стоимость услуги TriplePlay (услуга по предоставлению по одному кабелю широкополосного высокоскоростного доступа к сети Интернет и возможности просмотра кабельного телевидения и использования телефонной связи) с 2006 года сократилась на 17%, достигнув 970 рублей в месяц в 2010 году (в странах Европейского союза средняя стоимость услуги составляет 880 рублей в месяц).
Однако положительный вклад информационно-коммуникационных технологий в улучшение качества жизни в городе Москве оставался незначительным по сравнению с другими крупными городами мира. Это связано прежде всего с невысоким уровнем внедрения информационно-коммуникационных технологий в сферы жизни города Москвы, где значительную роль играет государство. Так, на момент начала реализации Государственной программы, проникновение широкополосного доступа в Интернет со скоростью выше 10 Мбит/с в учреждения социальной сферы (медицинские учреждения, школы, музеи и др.) составляло всего 10% (в Гонконге 80-90%). На 100 учащихся общеобразовательных организаций (далее - школы) в городе Москве приходилось 8,6 школьных компьютеров (в Стокгольме - 30 компьютеров), на 100 медицинских работников приходилось 20 компьютеров (в Гонконге - 76 компьютеров).
Важным фактором, препятствующим развитию информационно-коммуникационных технологий, стал недостаточный уровень распространения среди населения базовых навыков использования информационно-коммуникационных технологий. Это касается как населения в целом, так и государственных гражданских служащих города Москвы.
К моменту начала реализации Государственной программы оставался нереализованным потенциал применения информационно-коммуникационных технологий в управлении транспортной ситуацией в городе Москве, городским хозяйством, в образовании, здравоохранении, в сфере культуры, индустрии туризма и отдыха.
Существенным препятствием повышению качества жизни в городе Москве за счет внедрения информационно-коммуникационных технологий являлось отсутствие массового интерактивного взаимодействия граждан и организаций с органами государственной власти города Москвы при предоставлении последними государственных услуг. По показателям внедрения "электронного правительства" по состоянию на начало 2011 года город Москва находился в третьем-четвертом десятке субъектов Российской Федерации.
Использованию потенциала информационно-коммуникационных технологий в органах исполнительной власти города Москвы препятствовали разрозненность информационных ресурсов и систем, локальная автоматизация, существенное дублирование функций, реализуемых различными системами, несовместимость данных, содержащихся в различных информационных ресурсах, отсутствие полной и достоверной информации об используемой информационно-коммуникационной инфраструктуре.
Недостаточными темпами развивались инфраструктура доступа населения города Москвы к официальным сайтам органов исполнительной власти города Москвы в сети Интернет и информационная составляющая этих ресурсов.
Получение населением и организациями государственных услуг, а также информации, связанной с деятельностью органов государственной власти города Москвы и организаций города Москвы, в большинстве случаев требовали их личного обращения в органы государственной власти города Москвы, а также предоставления запросов и документов на бумажном носителе, что приводило к большим затратам времени и создавало значительные неудобства для населения и организаций.
Развитие и внедрение информационно-коммуникационных технологий сдерживалось отсутствием необходимой нормативной правовой базы как федерального уровня, так и уровня города Москвы. Правовая неурегулированость вопросов создания и функционирования единой "технологической платформы" государственных информационных систем, стимулирования применения информационно-коммуникационных технологий в различных сферах государственного управления препятствовала широкому и повсеместному внедрению новых технологий.
Одним из актуальных вопросов остается обеспечение информационной безопасности и защиты персональных данных в органах исполнительной власти города Москвы.
Проблемы, препятствующие росту эффективности использования информационных технологий для повышения качества жизни, развития экономической, социальной, культурной и духовной сфер жизни города Москвы, совершенствования системы государственного управления, носят комплексный межведомственный характер и не могут быть решены на уровне отдельных органов государственной власти города Москвы. Их устранение требует скоординированного проведения организационных изменений и обеспечения согласованности действий всех органов государственной власти города Москвы.
Результаты применения указанного подхода к развитию информационно-коммуникационных технологий в городе Москве, проявляются уже на первом этапе реализации Государственной программы. Так, по итогам 2012 года, были значительно улучшены перечисленные выше показатели развития информационно-телекоммуникационных технологий. Например, за год, проникновение цифрового телевидения увеличилось с 21% до 34%, проникновение широкополосного доступа в сеть Интернет со скоростью выше 10 Мбит/с в органах исполнительной власти увеличилось с 19% до 70%, количество компьютеров, приходящихся на 100 учащихся, увеличилось с 8,6 до 13, количество компьютеров на 100 медицинских работников увеличилось с 20 до 51. По показателям внедрения "электронного правительства" по итогам 2012 года город Москва занял второе место среди субъектов Российской Федерации (в 2011 находился в третьем-четвертом десятке).
1.2. Состояние и проблемы сферы развития средств массовой информации и рекламы
Основная сложность для выполнения задач, поставленных перед отраслью электронных средств массовой информации Правительством города Москвы, - это обеспечить максимальную аудиторию для просмотра телепрограмм, подготовленных при участии Правительства Москвы. Учитывая, что в целом телевизионная отрасль ориентирована на экономический эффект и, соответственно, производит и заполняет эфир в основном рейтинговыми программами развлекательного жанра, необходимо поддерживать деятельность телевизионных каналов (далее - телеканалы) города Москвы в создании общественно значимых передач, уступающих развлекательным программам по зрительской аудитории, но имеющих социально-просветительскую функцию.
Большое внимание также необходимо уделять созданию и распространению качественных аудиовизуальных произведений (теле- радиопрограмм, теле- и мультипликационных фильмов, телеверсий спектаклей и т.п.) различной тематики и жанров, направленных на гражданское, нравственное и художественное воспитание населения и формирование гражданского общества.
Сегодня для города Москвы характерно сокращение доли активно читающих людей. Между тем книга традиционно выполняет важнейшие культурные, социальные, образовательные и просветительские функции, для реализации которых, как показывает мировой опыт, необходима государственная поддержка. В этой связи особую актуальность приобретают меры по поддержке издательских проектов и развитию книготорговой сети на базе научно обоснованных нормативов обеспеченности жителей книготорговыми площадями.
В городе Москве возникает проблема обеспечения надлежащего правового регулирования рекламной отрасли. Из-за этого, в том числе рекламные конструкции распределены по территории города Москвы неравномерно. Самая высокая плотность установки рекламных конструкций наблюдается внутри Садового кольца. Это вызывает вполне обоснованные нарекания со стороны жителей. Статистические данные показывают, что плотность размещения рекламы в пределах Садового кольца более чем в 15 раз превышает плотность рекламных носителей, установленных за границами Третьего транспортного кольца. На долю Центрального административного округа города Москвы приходится 60% общей рекламной площади крупного формата, размещенной на зданиях и сооружениях. Перегруженность исторического центра рекламными конструкциями наносит ущерб архитектурно-художественному облику города Москвы.
Как и развитие информационно-коммуникационных технологий в городе Москве, меры по развитию средств массовой информации и рекламы должны носить системный характер.