Недействующий

О Концепции социально-экономического развития Ленинградской области на период до 2025 года (утратил силу на основанииЗакона Ленинградской области от 08.08.2016 N 76-оз)

Рисунок 41. Социально-экономическое развитие муниципальных районов Ленинградской области

     

     
Источник: Фонд "Центр стратегических разработок "Северо-Запад" на основе данных Петростата


Ключевые показатели:

Показатель

2011 год

2015 год

2020 год

2025 год

1

2

3

4

5

Уровень регистрируемой безработицы в муниципальных районах с пониженным потенциалом развития, %

1,5

1,3

1,1

0,8

Соотношение показателя по среднемесячной номинальной начисленной заработной плате в среднем по области и самого низкого показателя по муниципальным районам, коэф.

1,44

1,35

1,25

1,15

Рекомендуется вести учет показателя "Коэффициент соотношения показателя по заработной плате в среднем по области к самому низкому показателю по муниципальным районам"

Количество муниципальных образований, чьи собственные доходы ниже, чем расходы на содержание органов местного самоуправления, ед.

28

20

10

0

Рекомендуется вести учет показателя "Количество муниципальных образований, чьи собственные доходы ниже, чем расходы на содержание органов местного самоуправления, ед."


Тенденции развития:

отток экономически активного населения ряда муниципальных районов региона (прежде всего восточных) на территории с более высоким уровнем социально-экономического развития и, как следствие, увеличение различий в уровне социально-экономического развития муниципальных образований области;

активный приток населения и рост плотности в районах Ленинградской области, приближенных к границам Санкт-Петербурга и входящих в состав Санкт-Петербургской агломерации, следствием чего является рост несбалансированности системы расселения области, а также отток населения сельских территорий в города;

рост неустойчивости бюджетов муниципальных образований Ленинградской области, в том числе за счет увеличения стоимости обслуживания и содержания различного типа инфраструктур (социальных, инженерных, транспортных), а также всех составляющих городской среды (зеленые насаждения, малые архитектурные формы и пр.).

Ключевые проблемы:

1) снижение экономической и социальной устойчивости муниципальных образований отдаленных районов Ленинградской области (прежде всего восточных);

2) несбалансированное развитие системы расселения региона и снижение инвестиционной привлекательности, а также качества жизни в отдельных муниципальных образованиях Ленинградской области, в том числе дисбалансы в развитии городов и сельских территорий;

3) низкая устойчивость доходной базы бюджетов муниципальных образований Ленинградской области наряду с ростом затрат на обслуживание и содержание инфраструктур и объектов жизнеобеспечения граждан.

Риски:

1) рост инфраструктурных и социальных рисков в отдаленных муниципальных районах Ленинградской области (прежде всего восточных), снижение показателей социально-экономического развития этих муниципальных образований;

2) демографические и экономические риски муниципальных районов Ленинградской области вследствие усиления дифференциации территорий региона по уровню и качеству жизни и инвестиционной привлекательности отдельных муниципальных образований, в том числе усиление дифференциации по линии города - сельские территории;

3) рост социальной напряженности вследствие возникновения локальных очагов проблем в сфере обслуживания и содержания инфраструктур, а также всех составляющих городской среды (зеленые насаждения, малые архитектурные формы и пр.).

Приоритетные задачи и направления действий Правительства Ленинградской области:

N п/п

Приоритетные задачи

Направления действий

1

2

3

1

Создание специальных условий для группы районов, имеющих в долгосрочном периоде повышенные риски снижения потенциала социально-экономического развития

Развитие системы мер налогового стимулирования для инвесторов и предприятий муниципальных районов области с пониженным потенциалом развития: снижение до 13,5% ставки по налогу на прибыль, специальная маркетинговая политика по привлечению инвесторов в муниципальные районы с пониженным потенциалом развития и пр.

Поддержка развития предприятий базовых отраслей муниципальных районов с пониженным потенциалом развития (лесопромышленный комплекс, строительные материалы, местные виды топлива и др.): расширение кооперации между предприятиями, реализация мер кластерной политики, специальные меры финансового стимулирования (покрытие части затрат по программам модернизации производства, софинансирование кадровых программ и т.д.).

Приоритетная поддержка развития малого и среднего бизнеса в муниципальных районах с пониженным потенциалом развития (лизинг, субсидии на строительство гостевых домов, субсидии на подключение к сетям, стимулирование предпринимательской активности, разработка и реализация программ по подготовке предпринимателей "нового поколения" и т.д.).

Реализация мер по бюджетной поддержке муниципальных районов с пониженным потенциалом развития:

снижение доли софинансирования со стороны органов местного самоуправления районов области с пониженным потенциалом развития по региональным программам;

софинансирование инвестиционных проектов и программ в сфере жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства, реконструкции жилья, реконструкции памятников истории и культуры, развития культурных и молодежных центров, капитального ремонта дорог и пр.

Поддержка совместных межрайонных проектов на территориях районов с пониженным потенциалом развития (в сфере туризма, экологии и рекреации, промышленности, малого бизнеса и т.д.): возмещение части затрат на инженерную подготовку, кадровые программы, лизинг, предоставление гарантий, пиар-сопровождение и пр.

Строительство и реконструкция социальных объектов на территории муниципальных районов с пониженным потенциалом развития в соответствии с максимально облегченной доступностью для населения.

Развитие сети маршрутного сообщения, связывающей места проживания и работы в отдаленных муниципальных районах с пониженным потенциалом развития.

Увеличение заработных плат и реализация активной кадровой политики в бюджетном секторе, в т.ч. привлечение молодых специалистов (врачей, учителей, социальных работников и т.д.) для работы на территории муниципальных районов с пониженным потенциалом развития (гарантии и льготы по предоставлению ипотечных кредитов, развитие системы социального найма жилья).

Развитие розничной торговли (путем механизмов льготной аренды и налогового стимулирования).

Развитие опорных социальных центров. Центр должен представлять собой единый комплекс зданий и сооружений "социального характера" (торговля, бытовые услуги, спорт, медицина, культурно-познавательная функция), которые будут повышать качество жизни в малонаселенных и отдаленных муниципальных районах области

2

Обеспечение сбалансированного развития системы расселения Ленинградской области

Оптимизация градостроительной политики (создание рабочих мест в районе проживания с целью снижения трудовой миграции из муниципальных районов Ленинградской области).

Согласование документов территориального планирования Ленинградской области с муниципальными образованиями соседних регионов.

Создание единой геоинформационной системы всех муниципальных образований Ленинградской области (информация об объектах инженерной и транспортной инфраструктур, составе земельного фонда и др.).

Развитие межмуниципальных связей и совместных проектов (в сфере кластерного и инфраструктурного развития, развития систем транспортного сообщения, общих туристических маршрутов и т.д.).

Развитие социальных инфраструктур с учетом перспектив развития системы расселения, демографической ситуации, существующей транспортной доступности объектов.

Развитие региональной и межмуниципальной транспортной системы с учетом планов развития социальных инфраструктур и системы расселения.

Совершенствование системы региональных стандартов строительства жилья, модернизация общественных пространств городов: повышение плотности, многофункциональности, экономической эффективности использования.

Развитие системы благоустройства.

Обеспечение устойчивого развития сельских территорий.

Решение вопроса о статусе садоводческих товариществ

3

Повышение доходов бюджетов муниципальных образований

Разработка и реализация программ диверсификации экономики муниципальных образований, в том числе моногородов.

Модернизация систем жизнеобеспечения и объектов инфраструктуры.

Снижение капиталоемкости инфраструктурных проектов, в т.ч. стимулирование использования ресурсосберегающих технологий в жилищно-коммунальном хозяйстве Ленинградской области и т.д.

Разработка и реализация дополнительных мероприятий по контролю над расходованием средств, в том числе в сфере теплоснабжения, дорожного строительства и реализации инвестиционных решений

2. Инфраструктурное развитие территории, включая повышение качества объектов коммунального хозяйства, рост обеспеченности жильем, развитие региональной транспортной сети и т.д.


Основными направлениями решения задачи будут:

1) обеспечение транспортной связности высокого качества муниципальных образований области между собой

Ключевые показатели: