Источник: Фонд "Центр стратегических разработок "Северо-Запад" на основе данных Петростата
Ключевые показатели:
Показатель | 2011 год | 2015 год | 2020 год | 2025 год |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Уровень регистрируемой безработицы в муниципальных районах с пониженным потенциалом развития, % | 1,5 | 1,3 | 1,1 | 0,8 |
Соотношение показателя по среднемесячной номинальной начисленной заработной плате в среднем по области и самого низкого показателя по муниципальным районам, коэф. | 1,44 | 1,35 | 1,25 | 1,15 |
Рекомендуется вести учет показателя "Коэффициент соотношения показателя по заработной плате в среднем по области к самому низкому показателю по муниципальным районам" | ||||
Количество муниципальных образований, чьи собственные доходы ниже, чем расходы на содержание органов местного самоуправления, ед. | 28 | 20 | 10 | 0 |
Рекомендуется вести учет показателя "Количество муниципальных образований, чьи собственные доходы ниже, чем расходы на содержание органов местного самоуправления, ед." |
Тенденции развития:
отток экономически активного населения ряда муниципальных районов региона (прежде всего восточных) на территории с более высоким уровнем социально-экономического развития и, как следствие, увеличение различий в уровне социально-экономического развития муниципальных образований области;
активный приток населения и рост плотности в районах Ленинградской области, приближенных к границам Санкт-Петербурга и входящих в состав Санкт-Петербургской агломерации, следствием чего является рост несбалансированности системы расселения области, а также отток населения сельских территорий в города;
рост неустойчивости бюджетов муниципальных образований Ленинградской области, в том числе за счет увеличения стоимости обслуживания и содержания различного типа инфраструктур (социальных, инженерных, транспортных), а также всех составляющих городской среды (зеленые насаждения, малые архитектурные формы и пр.).
Ключевые проблемы:
1) снижение экономической и социальной устойчивости муниципальных образований отдаленных районов Ленинградской области (прежде всего восточных);
2) несбалансированное развитие системы расселения региона и снижение инвестиционной привлекательности, а также качества жизни в отдельных муниципальных образованиях Ленинградской области, в том числе дисбалансы в развитии городов и сельских территорий;
3) низкая устойчивость доходной базы бюджетов муниципальных образований Ленинградской области наряду с ростом затрат на обслуживание и содержание инфраструктур и объектов жизнеобеспечения граждан.
Риски:
1) рост инфраструктурных и социальных рисков в отдаленных муниципальных районах Ленинградской области (прежде всего восточных), снижение показателей социально-экономического развития этих муниципальных образований;
2) демографические и экономические риски муниципальных районов Ленинградской области вследствие усиления дифференциации территорий региона по уровню и качеству жизни и инвестиционной привлекательности отдельных муниципальных образований, в том числе усиление дифференциации по линии города - сельские территории;
3) рост социальной напряженности вследствие возникновения локальных очагов проблем в сфере обслуживания и содержания инфраструктур, а также всех составляющих городской среды (зеленые насаждения, малые архитектурные формы и пр.).
Приоритетные задачи и направления действий Правительства Ленинградской области:
N п/п | Приоритетные задачи | Направления действий |
1 | 2 | 3 |
1 | Создание специальных условий для группы районов, имеющих в долгосрочном периоде повышенные риски снижения потенциала социально-экономического развития | Развитие системы мер налогового стимулирования для инвесторов и предприятий муниципальных районов области с пониженным потенциалом развития: снижение до 13,5% ставки по налогу на прибыль, специальная маркетинговая политика по привлечению инвесторов в муниципальные районы с пониженным потенциалом развития и пр. |
Реализация мер по бюджетной поддержке муниципальных районов с пониженным потенциалом развития: | ||
Строительство и реконструкция социальных объектов на территории муниципальных районов с пониженным потенциалом развития в соответствии с максимально облегченной доступностью для населения. | ||
Увеличение заработных плат и реализация активной кадровой политики в бюджетном секторе, в т.ч. привлечение молодых специалистов (врачей, учителей, социальных работников и т.д.) для работы на территории муниципальных районов с пониженным потенциалом развития (гарантии и льготы по предоставлению ипотечных кредитов, развитие системы социального найма жилья). | ||
2 | Обеспечение сбалансированного развития системы расселения Ленинградской области | Оптимизация градостроительной политики (создание рабочих мест в районе проживания с целью снижения трудовой миграции из муниципальных районов Ленинградской области). |
Развитие межмуниципальных связей и совместных проектов (в сфере кластерного и инфраструктурного развития, развития систем транспортного сообщения, общих туристических маршрутов и т.д.). | ||
3 | Повышение доходов бюджетов муниципальных образований | Разработка и реализация программ диверсификации экономики муниципальных образований, в том числе моногородов. |
2. Инфраструктурное развитие территории, включая повышение качества объектов коммунального хозяйства, рост обеспеченности жильем, развитие региональной транспортной сети и т.д.
Основными направлениями решения задачи будут:
1) обеспечение транспортной связности высокого качества муниципальных образований области между собой
Ключевые показатели: