Недействующий

О долгосрочной целевой программе "Профилактика правонарушений несовершеннолетних на территории Ленинградской области на 2013-2015 годы (с изменениями на 20 июня 2013 года) (утратило силу с 28.04.2014 на основании постановления Правительства Ленинградской области от 21.04.2014 N 134)

1. Оценка и анализ ситуации, обоснование необходимости применения программно-целевого метода


Проблема преступности несовершеннолетних остается актуальной несмотря на социально-политические изменения, происходящие в обществе, и касается судеб подрастающего поколения. От того, каким образом будет выстроена система профилактики правонарушений несовершеннолетних во многом зависит состояние преступности в будущем.

В настоящее время наблюдается рост преступности несовершеннолетних, меняется структура и характер преступности.

В Ленинградской области в 2011 году произошло увеличение количества преступлений, совершенных подростками, на 4,1 процента (с 489 до 509), числа участников преступлений - на 3,3 процента (с 578 до 597). Значительный рост подростковой преступности зарегистрирован в Лодейнопольском муниципальном районе - в 2,5 раза. Ломоносовском муниципальном районе - на 75,0 процента, Тосненском районе - на 72,2 процента.

Характерной особенностью является изменение структуры преступности несовершеннолетних в сторону корыстных, насильственных преступных деяний. Более чем на четверть (с 373 до 436) увеличилось число преступных проявлений имущественного характера, что негативно повлияло на оперативную обстановку по линии несовершеннолетних. Указанные преступления носят многоэпизодный характер, когда противоправную деятельность подростков не удалось не только предупредить, но и своевременно пресечь. Наибольшее число таких преступлений совершено на территории Гатчинского муниципального района (71), Лужского муниципального района (50) и Кировского муниципального района (45). Самыми распространенными преступлениями являются кражи (увеличение в 2011 году на 26 процентов), на втором месте грабежи - 39 проявлений.

Возросла жестокость и общественная опасность подростковых преступлений (на 12 процентов больше, чем в 2010 году). Почти каждое десятое преступление сопряжено с нанесением телесных повреждений. В 2011 году раскрыто 43 подобных преступления, в том числе расследовано два уголовных дела по фактам убийств, совершенных несовершеннолетними во Всеволожском муниципальном районе.

Увеличилось на 88,7 процента количество преступлений, совершенных подростками на улицах.

Одной из причин совершения особо тяжких преступлений является бесконтрольность поведения подростков как со стороны родителей, так и со стороны учреждений и организаций, призванных обеспечить альтернативу противоправному поведению подростков.

Обычно уровень преступности сопоставляют с динамикой населения подросткового возраста. Существует закономерность, при которой рост преступности соответствует приросту населения подросткового возраста. В настоящее время прирост преступности среди несовершеннолетних в четыре раза опережает рост подросткового населения.

Одной из специфических особенностей преступности несовершеннолетних является ее групповой характер. В 2011 году доля несовершеннолетних, совершивших преступления в составе групп, превысила 42 процента.

Практика показывает, что большинство подростков, совершивших преступления в 2011 году, впервые нарушили закон. Однако значительным остается количество несовершеннолетних, которые ранее освобождались от уголовной ответственности или отбывания наказания и вновь совершали преступления. Так, в 2011 году к уголовной ответственности привлечено 54 человека (в 2010 году - 43 человека), в том числе условно осуждены 18 человек (в 2010 году - 17 человек). В 2011 году наибольшая криминальная активность подростков, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности, зарегистрирована на территории Гатчинского муниципального района - 9 человек (в 2010 году - 7 человек), Лужского муниципального района - 5 человек (в 2010 году - 1 человек), Тосненского района - 5 человек (в 2010 году - 2 человека).

Совершению повторных преступлений способствует недостаточный уровень реабилитации таких лиц, хотя именно им должно быть уделено особое внимание учреждений системы профилактики.

Анализ криминогенной обстановки по линии несовершеннолетних указывает на необходимость смещения акцентов в работе на реализацию мероприятий по проведению первичной профилактики на базе постоянной трудовой занятости с обеспечением организованного досуга и летнего отдыха, осуществлением индивидуальной и групповой воспитательной и психологической помощи.

Активно осуществляется эта работа секциями судов по контролю за поведением несовершеннолетних, осужденных к мерам, не связанным с лишением свободы. Федеральные суды Ленинградской области участвуют в проведении индивидуально-профилактической работы с осужденными подростками, в том числе в проведении дней профилактики, дней правовых знаний, родительских собраний, единого родительского дня на правовые темы.

Развивается механизм взаимодействия муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав с федеральным казенным учреждением "Колпинская воспитательная колония" УФСИН России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - Колпинская воспитательная колония), государственным образовательным учреждением "Специальное профессиональное училище закрытого типа г.Санкт-Петербурга", государственным казенным специальным учебно-воспитательным учреждением Ленинградской области "Сланцевская специальная общеобразовательная школа закрытого типа", уголовно-исполнительными инспекциями, судебными приставами.

Отсутствие нормативной правовой, информационно-аналитической, статистической, организационной, кадровой и материально-технической основ деятельности служб, осуществляющих внедрение элементов ювенальной юстиции, не позволяет указанным службам в полной мере выполнять функции по профилактике и снижению преступности несовершеннолетних. В результате недостаточно эффективно работает механизм взаимодействия между субъектами системы профилактики Ленинградской области и Колпинской воспитательной колонией в части обмена информацией для сохранения преемственности профилактической работы по социальной адаптации и последующей реабилитации воспитанников колонии.

Требует совершенствования механизм взаимообмена информацией между муниципальными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав и государственным образовательным учреждением "Специальное профессиональное училище закрытого типа г.Санкт-Петербурга" о воспитанниках - жителях Ленинградской области.

Для решения вопросов необходимы объединение управленческих усилий представителей различных структур и межведомственная координация, которые могут быть обеспечены только в рамках специально разработанной программы.

Долгосрочная целевая программа "Профилактика правонарушений несовершеннолетних на территории Ленинградской области на 2013-2015 годы" (далее - Программа) является продолжением региональной целевой программы "Профилактика правонарушений в Ленинградской области на 2010-2012 годы" и направлена на обеспечение условий для поддержания правопорядка и развития молодежной политики в Ленинградской области.

Программа определяет содержание основных мероприятий по реализации на территории Ленинградской области государственной политики по профилактике правонарушений. Предлагаемая система профилактики правонарушений несовершеннолетних предусматривает консолидацию усилий органов исполнительной власти Ленинградской области, правоохранительных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений в борьбе с противоправными действиями.

Реализация Программы позволит создать действенный механизм предупреждения правонарушений несовершеннолетних путем обеспечения условий для формирования активной жизненной позиции, культурно-досуговой и спортивно-массовой работы с подростками. Программа предусматривает комплекс мер, направленных на развитие инфраструктуры системы профилактики правонарушений несовершеннолетних и молодежи на базе постоянной занятости, обеспечение организованного досуга и отдыха несовершеннолетних и молодежи, состоящих на учете в органах внутренних дел, а также на создание системы мер восстановительного правосудия в отношении несовершеннолетних с применением элементов ювенальной технологии.