График 3
1 - коммерческие предприятия, не относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства
2 - субъекты среднего предпринимательства
3 - малые предприятия
4 - индивидуальные предприниматели, торгующие вне рынков
5 - продажа товаров на розничных рынках и ярмарках
Оборот организаций (юридических лиц) розничной торговли в январе-августе 2011 года составил 47,5 млрд.руб. и увеличился на 27,9% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года. В структуре оборота всех организаций Ленинградской области доля организаций розничной торговли составила 6,3% и остается стабильной по сравнению с прошлым годом.
Оборот розничной торговли по торговым сетям в январе-августе составил 43,5 млрд.руб., или 32,7% от общего оборота розничной торговли Ленинградской области. В целом по Российской Федерации доля сетевых предприятий в январе-августе составила 17,9%, по Северо-Западному федеральному округу - 32,6%, в Вологодской области - 13,3%, Новгородской области - 28,0%, Псковской области - 31,6%, в Санкт-Петербурге - 49,5%. Сетевые магазины, которых насчитывается около 500, открыты во всех 17 муниципальных районах и Сосновоборском городском округе Ленинградской области. Наибольшей популярностью у населения пользуются такие предприятия, как "Пятерочка", "Дикси", "Метрика", "Улыбка Радуги", "Полушка", "Просто", "Торговый Дом "Вимос" (областная торговая сеть по торговле строительными материалами) и др. Одной из положительных тенденций стало открытие сетевых объектов розничной торговли в сельской местности. Активно открываются крупные торговые центры, на площади которых перемещаются объекты мелкорозничной торговли. Общее количество торгово-развлекательных и торгово-бытовых центров на территории области составляет более 100 объектов.
Помимо стационарных на территории Ленинградской области в январе-августе осуществляло деятельность 3398 нестационарных торговых объектов, в том числе 1275 павильонов, 1827 киосков, 116 автолавок, 162 аптечных киоска. Из общего количества нестационарных объектов 788, или 23%, расположены в сельской местности. Из 203 городских, сельских поселений и Сосновоборского городского округа в 122 муниципальных образованиях органы местного самоуправления утвердили Схемы размещения нестационарных объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной и муниципальной собственности (далее - Схема).
В 2011 году продолжалась организационная работа по совершенствованию розничных рынков, которых на территории Ленинградской области насчитывается 35, в том числе 30 универсальных, 5 специализированных, их них 2 сельскохозяйственных. На розничных рынках в приоритетном порядке предоставляются торговые места сельхозтоваропроизводителям, фермерам, садоводам и гражданам, реализующим продукцию с личных приусадебных участков. На сельскохозяйственных рынках товаропроизводителям предоставляется не менее 50% торговых мест от их общего количества. На 11 розничных рынках Ленинградской области управляющими компаниями в 2010 году проводились работы по капитальному ремонту зданий, инженерных коммуникаций, благоустройству территорий. В г.Лодейное Поле начато строительство нового рынка, в г.Тосно завершена реконструкция первой очереди нового розничного рынка.
В целях реализации собственной продукции фермерами, садоводами и огородниками без посредников во всех муниципальных образованиях проходят ярмарки. Информация об их проведении размещается как на официальных сайтах органов местного самоуправления, так и на сайте Правительства Ленинградской области. За 9 месяцев 2011 года проведено 155 ярмарок, в том числе 35 "выходного дня", 73 сельскохозяйственных, 8 межрегиональных, 3 международных и 45 тематических. Общее количество участников составило 4703 человека.
В Ленинградской области осуществляют деятельность 20 потребительских обществ, входящих в состав Ленинградского областного союза потребительских обществ (далее - ЛОСПО), которые являются основными операторами, осуществляющими торговую деятельность в сельской местности. Потребительские кооперативы включают в свою структуру 779 магазинов, в том числе 544 в сельских поселениях. Их оборот розничной торговли в I полугодии 2011 года составил 1,5 млрд.руб., или 2,1% от оборота розничной торговли Ленинградской области. В сельской местности оборот составил 926,6 млн.руб., в том числе продовольственными товарами - 637,2 млн.руб. В силу сложившихся особенностей Ленинградской области - значительной протяженности, невысокой плотности и большой доли пожилого населения - более одной тысячи сельских населенных пунктов Ленинградской области обслуживаются автолавками, в том числе принадлежащим организациям потребительской кооперации. Несмотря на незначительное количество автолавок (19), предприятия потребкооперации обслуживают около половины (500) сельских населенных пунктов. В целях оказания государственной поддержки организациям потребительской кооперации, входящим в состав ЛОСПО, бюджетом Ленинградской области в 2011 году предусмотрены и активно осваиваются средства в размере 22,5 млн.руб. на возмещение части затрат, связанных с уплатой процентов за пользование кредитами, полученными в российских кредитных организациях и (или) уплатой первого взноса при заключении договора лизинга оборудования, и (или) уплатой лизинговых платежей в части дохода лизингодателя.
На территории Ленинградской области норматив обеспеченности населения площадью торговых объектов установлен в размере 486,6 кв.м. Основной задачей в сфере потребительского рынка на 2012-2014 годы будет достижение и превышение нормативов, утвержденных для муниципальных районов, Сосновоборского городского округа, во всех муниципальных образованиях Ленинградской области.
Динамичное развитие розничной торговли позволило не допустить в Ленинградской области резкого роста цен на потребительские товары. По данным Петростата, индекс потребительских цен в сентябре 2011 года к декабрю 2010 года составил 105,0% (для справки: в сентябре 2010 года этот показатель составлял 108,2%, в сентябре 2009 года - 109,2%). Для продовольственных товаров индекс составил 102,3%. В сентябре 2011 года из плодоовощной продукции лук репчатый подешевел на 23,2%, морковь - на 18,1%, свекла - на 15,6%, капуста свежая - на 15,3%. Пшено стало дешевле на 15,5%, сахарный песок - на 11,2%, мука пшеничная - на 1,4%, макаронные изделия - на 0,8%. Яйца подорожали на 4,3%, говядина (кроме бескостного мяса) - на 1,6%, хлеб ржаной и ржано-пшеничный - на 1,2%.
Оборот оптовой торговли в январе-сентябре 2011 года составил 218,0 млрд рублей, что в товарной массе на 4,4% больше, чем в январе-сентябре 2010 года. Из общего объема оборот организаций оптовой торговли в Ленинградской области за 8 месяцев нынешнего года составил 114,8 млрд. рублей. По этому показателю область заняла второе место среди субъектов Северо-Западного федерального округа.
На территории Ленинградской области, по данным Петростата на 1 августа 2011 года осуществляли деятельность 245 хозяйствующих субъектов в сфере оптовой торговли, в том числе 6, осуществляющих торговлю пищевыми продуктами. Численность работников, занятых на предприятиях оптовой торговли, составляет 4,5 тыс. человек. В структуре оборота всех организаций Ленинградской области доля организаций оптовой торговли составила 20,8% и увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2010 года на 0,9 процентных пунктов.
В январе-сентябре 2011 года крупными и средними оптовыми предприятиями было продано 1551 тонна муки, что на 18% больше, чем в январе-сентябре 2010 года, 214,2 тонны мяса, что на 28% больше, 211,2 тонны сахара, что на 7% больше. Вместе с тем сократились продажи масла растительного и макаронных изделий.
Высокие темпы развития торговой деятельности на территории Ленинградской области позволили увеличить заработную плату в отрасли, которая в августе 2011 года составила 15203 руб. и увеличилась на 19,5% по сравнению с августом 2010 года. Доля торговли в налоговых платежах, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации, в I полугодии 2011 года составила 6,1%.
До конца 2011 года основной задачей в сфере потребительского рынка Ленинградской области является сохранение лидирующих позиций по основным показателям развития розничной и оптовой торговли среди субъектов Северо-Западного Федерального округа и Российской Федерации в целом.
Несмотря на динамичное развитие торговой деятельности, на территории Ленинградской области сохраняется ряд проблем, которые необходимо решать программными методами. К основным проблемам относятся:
Наличие значительного количества населенных пунктов с низкой численностью населения, не имеющих стационарных объектов торговли и обслуживаемых дистанционно, посредством автомагазинов и по заказам населения.
Высокая стоимость специализированных и оснащенных необходимым торговым оборудованием автомобилей для осуществления дистанционной торговли и ремонта действующих автомагазинов из-за низкого качества дорог в сельской местности.
Высокая доля торговых предприятий, требующих реконструкции, модернизации, переоснащения.
Недостаток торговых объектов, применяющих социально ориентированные технологии обслуживания, в том числе дисконтные карты, скидки, акции по снижению цен и другие меры.
Отсутствие крупного оптового звена на территории Ленинградской области, баз, складов, цехов по переработке, мойке, упаковке, предпродажной подготовке сельскохозяйственной продукции местных товаропроизводителей.