Реализация конституционных прав граждан на достойное жилье рассматривается как важнейшая социально-политическая и экономическая задача, стоящая перед Правительством Московской области. От выбора подходов к решению этой задачи в значительной мере зависит общий масштаб и темпы жилищного строительства, реальное благосостояние людей, политические оценки и мотивация поведения.
Большинство граждан не в состоянии самостоятельно улучшить свои жилищные условия и приобрести жилье соразмерно своим потребностям. Удовлетворение потребности в жилье социально уязвимых слоев населения происходит чаще всего с привлечением бюджетных средств.
Значительную роль в обеспечении доступности жилья играет ипотечное жилищное кредитование.
На территории 58 муниципальных образований Московской области (далее - муниципальных образований) реализовывалась Программа Правительства Московской области "Развитие системы ипотечного жилищного кредитования в Московской области в 2005-2010 годах", утвержденная постановлением Правительства Московской области от 11.04.2005 N 226/10 "Об утверждении программы Правительства Московской области "Развитие системы ипотечного жилищного кредитования в Московской области в 2005-2010 годах".
Однако, система ипотечного жилищного кредитования на территории Московской области не получила планируемой степени развития.
Ряд задач по улучшению жилищных условий населения Московской области решается посредством реализации долгосрочной целевой программы Московской области "Жилище" на 2009-2012 годы. Однако на современном этапе появились новые проблемы, требующие обязательного решения. На сегодняшний день стоит проблема обеспечения жильем учителей и врачей.
В последние годы ощущается нехватка и отток квалифицированных кадров из сферы образования, здравоохранения и их последовательный переход в другие сферы профессиональной деятельности. В качестве основных причин молодежь все чаще ставит во главу угла неспособность решения жилищной проблемы. Как правило, граждане указанных категорий не имеют доступа на рынок ипотечного кредитования ввиду неспособности накопить на первоначальный взнос, минимальный размер которого в настоящее время составляет 20 процентов от стоимости жилья. Средний размер процентной ставки колеблется на уровне 11-13 процентов годовых, что в итоге создает непосильные условия для приобретения собственного жилья. Только государственная поддержка по оплате (частичной оплате) первоначального взноса и компенсация части расходов по уплате процентов по выдаваемым ипотечным кредитам может переломить ситуацию и помочь гражданам приобрести их первое в жизни жилье.
Возможность решения жилищной проблемы, в том числе с привлечением средств ипотечного жилищного кредита, создаст для молодежи стимул к повышению качества трудовой деятельности, уровня квалификации в целях роста заработной платы.
Необходимость устойчивого функционирования системы мер по поддержке отдельных категорий граждан при улучшении ими жилищных условий с использованием ипотечных жилищных кредитов определяет целесообразность использования программно-целевого метода для решения их жилищной проблемы, поскольку эта проблема:
является одной из приоритетных и ее решение позволит обеспечить улучшение жилищных условий и качества жизни граждан;
не может быть решена в пределах одного финансового года и требует бюджетных расходов в течение нескольких лет;
носит комплексный характер и ее решение окажет влияние на рост социального благополучия и общее экономическое развитие Московской области.
Оказываемая в рамках Программы государственная поддержка позволит снизить затраты граждан на приобретение (строительство) жилого помещения, тем самым повышая уровень доступности ипотечного жилищного кредитования, оказать положительное влияние на укрепление кадрового потенциала в Московской области, привлечь в сферу жилищного строительства дополнительные средства, что в свою очередь окажет положительный эффект на экономику Московской области в целом.
Наибольшей эффективности реализации мероприятий Программы возможно достичь за счет привлечения средств федерального бюджета, бюджета Московской области, местных бюджетов и внебюджетных источников софинансирования (средств кредитных организаций, собственных средств граждан).
Настоящая Программа предусматривает разработку и утверждение соответствующих программ в муниципальных образованиях Московской области. Муниципальные образования могут в своих программах предусматривать различные дополнительные формы поддержки учителей и врачей предоставление им при приобретении жилья дополнительных жилищных субсидий в большем размере, чем это предусмотрено условиями Программы, дополнительных мер по погашению части ипотечного кредита при рождении (усыновлении) ребенка, предоставление банкам муниципальных гарантий по ипотечным жилищным кредитам, в том числе по кредитам с растущими платежами, и другие. Обязательным условием программ должны быть положения, предусматривающие порядок частичной оплаты за счет средств местных бюджетов первоначального взноса по ипотечному кредиту.
Программа будет способствовать реализации Стратегии развития ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.07.2010 N 1201-р.
Программа разработана в целях исполнения подпункта "б" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг".
Программа соответствует приоритетным направлениям социально-экономического развития Московской области.