Развитие мирового туристского рынка способствует повышению интереса к поиску путей эффективного развития туризма в России. Туризм - одна из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики. Однако в настоящее время туризм в Московской области не является значительным источником дохода в бюджеты всех уровней.
Туризм играет важную роль в решении социальных проблем, обеспечивая создание дополнительных рабочих мест, рост занятости и повышение благосостояния населения страны. В настоящее время туризм является одним из важных направлений, влияющих на рост экономики, в том числе на развитие таких сфер экономической деятельности, как услуги туристских компаний, коллективные средства размещения, транспорт, связь, торговля, производство сувенирной и иной продукции, питание, сельское хозяйство, строительство и другие отрасли, тем самым выступая катализатором социально-экономического развития региона.
Важными факторами, оказывающими влияние на доходность туризма, являются природно-климатические и историко-культурные ресурсы, а также политический климат и уровень благоприятствования государственной политики в отношении туризма. Сочетание богатого культурно-исторического наследия Московской области с ее природно-ресурсными возможностями должно способствовать развитию в регионе различных видов туризма - культурно-познавательного, делового, оздоровительного, событийного, паломнического, водного, активного, и др.
По экспертным оценкам туристский потенциал Московской области составляет не менее 20 процентов туристских ресурсов России. Сегодня на территории Подмосковья насчитывается более 6400 объектов исторического и культурного наследия - это около 5 процентов всех памятников истории и культуры Российской Федерации. В том числе 1722 объекта культурного наследия федерального значения, что составляет 16 процентов от всего числа в целом по стране, 2426 памятников регионального (областного) значения и 2253 выявленных объекта, представляющих историческую и культурную ценность.
По типологической принадлежности в составе общего объема памятников насчитывается 2609 объектов гражданской архитектуры, более 1400 объектов церковного назначения (церквей, часовен и монастырей), 341 усадьба и 350 памятников воинской славы.
В Московской области осуществляют свою деятельность 88 музеев (включая выставочные залы, картинные галереи, музейно-выставочные центры), из них федеральных музеев - 5, в том числе находящихся в ведении Министерства культуры Российской Федерации - 5, подведомственных Министерству культуры Московской области - 14, муниципальных - 69.
Московская область исторически является центром Русской Православной церкви, на ее территории расположено более 1000 монастырей и церквей.
В настоящее время на территории Московской области насчитывается более 200 усадебных комплексов, существуют старейшие художественные промысловые центры, которые известны далеко за пределами нашей страны и олицетворяют собой для всего мира образ России.
Московскую область с населением чуть более 7 млн. человек ежегодно посещает более 2,3 млн. туристов, что свидетельствует о значимости сферы туризма в создании положительной динамики социально-экономического развития территории.
Число туристов, посетивших Московскую область в 2011 году, увеличилось по сравнению с 2010 годом на 1,9 процента и составило 2038 тыс. человек, в том числе 102 тыс. иностранных граждан.
Спрос на рекреационные услуги связан в основном с посещением памятников культурно-исторического наследия и с различными формами отдыха на природе.
Для обеспечения такого притока туристов в Московской области действует взаимосвязанная по мощности и структуре материальная база туризма, рассчитанная на удовлетворение потребностей и уровней обслуживания различных категорий российских и иностранных туристов. Под материальной базой туризма понимаются существующие и создаваемые гостиницы, различные по вместимости и классу обслуживания, рекреационные объекты, современные мотели, кемпинги, учреждения для мобильного туризма, сети специализированных предприятий по производству и торговле, транспортные сооружения, коммунально-бытовые объекты, инженерные сети.
Количество работающих на территории Московской области коллективных средств размещения (гостиницы, пансионаты, базы отдыха, турбазы) (далее - КСР) за 2011 год составило 440 единиц.
По результатам анализа объемов платных услуг, оказанных населению предприятиями туриндустрии Московской области, из последних пяти лет наиболее успешным был 2008 год. Общий объем платных услуг в сфере туризма в 2008 году составил 14483,4 млн. рублей. В 2009 году, в условиях мирового финансового кризиса, произошло снижение объемов туристских услуг, услуг гостиниц и аналогичных средств размещения, санаторно-оздоровительных услуг, общий объем платных услуг в сфере туризма составил 12986,1 млн. рублей. В 2010 году данный показатель составил 12928,6 млн. рублей, что меньше показателя 2009 года на 0,4 процента или 57,5 млн. рублей. В 2011 году также сохранилась отрицательная динамика показателя платных услуг сферы туризма (туристских услуг, услуг гостиниц и аналогичных мест размещения, санаторно-оздоровительных услуг) - 12786,8 млн. рублей.
Туристский потенциал Московской области используется не в полном объеме, строительство туристских объектов осуществляется хаотично. В связи с этим возникла необходимость комплексного и системного подхода к развитию внутреннего и въездного туризма в Московской области.
Дальнейшее развитие туристских объектов и комплексов невозможно без создания необходимой обеспечивающей инфраструктуры.
Туристская инфраструктура - это комплекс действующих сооружений и сетей производственного, социального и рекреационного назначения, предназначенный для функционирования сферы туризма, обеспечивающий нормальный доступ туристов к туристским ресурсам и их надлежащее использование в целях туризма, а также обеспечение жизнедеятельности предприятий индустрии туризма.
В городах и районах Московской области неравномерно сформирована туристская инфраструктура. Недостаточное количество гостиниц класса 2-3 звезды, придорожного сервиса, подъездных путей к объектам показа, объектов питания, муниципальных зон массового отдыха и др.
Развитие сферы туризма Московской области во многом зависит от эффективности государственного регулирования и поддержки бизнеса. Использование научно обоснованного эффективного потенциала, российских традиций гостеприимства и международного опыта позволит туристским центрам и курортам Московской области на современном уровне удовлетворять потребности в туристских услугах граждан Российской Федерации и иностранных граждан.
Ресурсные возможности региона позволяют при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры, а также строительства гостиниц экономкласса (2-3 звезды) существенно увеличить прием туристов в область.
Для удовлетворения спроса потребителей на туристские услуги на территории Московской области предполагается формирование современных туристско-рекреационных центров, объединенных единым брендом "Губернское кольцо Подмосковья", который будет позиционироваться как уникальный региональный туристский продукт. Развитие на их основе культурно-познавательного, событийного, религиозного, делового, социального и других видов туризма позволит сформировать туристскую инфраструктуру и ближе познакомить широкие слои населения Московской области с культурно-историческим наследием Подмосковья, неразрывно связанным с историей всей нашей страны, достижениями в различных сферах науки, техники, искусства.
В рамках проекта будут созданы условия для ускоренного развития туристской инфраструктуры, обеспечивающей интенсивный прирост внутреннего и въездного туристских потоков, а также оказывающей мультипликативный эффект на развитие сферы сопутствующих услуг и смежных отраслей экономики.
Туристско-рекреационный кластер "Губернское кольцо Подмосковья" представляет собой комплекс взаимосвязанных объектов рекреационной и культурной направленности - коллективных средств размещения, предприятий питания и сопутствующих сервисов, снабженных необходимой обеспечивающей инфраструктурой (объекты канализационной сети и очистные сооружения, транспортная и инженерная инфраструктуры, сети электроснабжения, связи и теплоснабжения, газопровод, водопровод, канализация и др.).
Первоочередным является строительство коллективных средств размещения (гостиниц, гостиничных комплексов, кемпингов).
Системное развитие туризма позволит значительно увеличить поток туристов в Московскую область и, как следствие, обеспечить рост поступлений в бюджет, а с другой стороны, учитывая воздействие туризма на все стороны жизни общества, развитие смежных отраслей экономики и повышение занятости населения.
Основными проблемами в развитии туристско-рекреационного комплекса Московской области являются:
недостаточно развитая туристская инфраструктура, малое количество гостиничных средств размещения с международным уровнем сервиса, предприятий общественного питания, обслуживающих туристов, транспорта туристского класса, что приводит к высокой стоимости услуг, предлагаемых туристам, существенно превышающей среднеевропейский уровень;
препятствия для привлечения инвестиций в туристскую инфраструктуру, состоящие в отсутствии готовых инвестиционных площадок, невыгодных условиях аренды земельных участков, наличии административных барьеров;