Настоящее время характеризуется повышенным вниманием, которое правительства разных стран и регионов уделяют более оперативному и эффективному взаимодействию с гражданами и организациями на основе широкомасштабного применения информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ), идет процесс создания так называемых "электронных правительств". Ранее проводимые в Московской области работы по информатизации были в основном направлены на информационное обеспечение управленческих задач и делопроизводство. Взаимодействию органов власти с гражданами и хозяйствующими субъектами на основе новых информационно-коммуникационных технологий не уделялось достаточно должного внимания. В условиях меняющихся политических и экономических условий, программа информатизации регионального управления должна строиться в соответствии с общей концепцией "электронного правительства", содержать систему организационных, нормативно-методических и технических мероприятий, обеспечивающих переход на электронную форму взаимодействий органов власти с населением и организациями. Реализация концепции "электронного правительства" направлена на повышение качества предоставления государственных услуг, постоянный рост эффективности деятельности органов власти, в частности, за счет внедрения успешных корпоративных методов управления в государственную сферу. Реализация концепции "электронного правительства" позволит обеспечить большую информационную открытость власти, стимулировать широкомасштабное использование ИКТ во всех сферах деятельности, обеспечить построение канала обратной связи для органов власти и организаций Московской области и в конечном итоге - стать одним из первоочередных шагов к реализации долгосрочной целевой программы Московской области "Информационное Подмосковье на период 2013-2015 годов".
По мере развития и проникновения ИКТ во все сферы общественной жизни, государственные органы Московской области будут все чаще использовать их для организации эффективного управления своей деятельностью и повышения качества предоставляемых государственных услуг гражданам Московской области. Использование таких технологий в современном информационном обществе является необходимым условием обеспечения соответствия государственного управления ожиданиям и потребностям Московской области.
На сегодняшний день в рамках долгосрочной целевой программы Московской области "Электронное Подмосковье на период 2009-2012 годов" в Московской области подготовлены все необходимые предпосылки для совершенствования работы государственных органов Московской области на основе широкого использования информационных и коммуникационных технологий:
в основном удовлетворены потребности государственных органов Московской области в вычислительной технике и лицензионном программном обеспечении;
созданы сайты Правительства Московской области и большинства государственных органов Московской области в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет", на которых размещается нормативная правовая, справочная и новостная информация, связанная с деятельностью этих органов;
продолжено формирование современной информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры государственных органов Московской области, в том числе путем развития Территориальной информационной системы Московской области;
сформирована платформа для предоставления государственных и муниципальных услуг населению Московской области в электронной форме и для размещения системы информационно-справочной поддержки населения по оказываемым государственным и муниципальным услугам на базе Московского областного (регионального) информационного центра;
внедрены в опытную эксплуатацию компоненты единой межведомственной системы электронного документооборота в государственных органах Московской области;
выполнен комплекс работ по созданию и сопровождению удаленных узлов мультисервисной сети для государственных органов Московской области, государственных и муниципальных учреждений и органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области;
проводится обучение государственных гражданских служащих Московской области работе с внедренными информационными и коммуникационными технологиями в Государственном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования "Московский областной учебный центр "Нахабино".
Несмотря на достигнутое в предыдущие периоды, сегодняшний уровень развития единой мультисервисной информационной телекоммуникационно-коммуникационной среды (далее - ЕМИТКС) не обеспечивает функций полноценного доступа к информационно-коммуникационным сервисам в Московской области и, в целом, не позволяет использовать преимущества высоких технологий во многих сферах жизни Московской области.
Московская область с численностью населения около 7 млн. человек, является одним из крупнейших регионов России, уступая в этом показателе только Москве. Плотность населения (155,1 человек/кв. км) на порядок превышает средние показатели по Российской Федерации. Доля городского населения Московской области составляет около 80 процентов. В Московской области расположено большое количество крупных городов, так, только в 19 городах Московской области население составляет более 100 тыс. человек в каждом.
На территории Московской области сформировано 360 муниципальных образований, в том числе 36 городских округов, 36 муниципальных районов, 111 городских и 177 сельских поселений.
Доля населения трудоспособного возраста также остается самой высокой среди областей центральной части Российской Федерации (около 53,6 процентов). Ускоренное социально-экономическое развитие Московской области, по сравнению с другими регионами Российской Федерации, делает необходимым концентрацию усилий государственных органах и органов местного самоуправления Московской области на быстрое и качественное предоставление государственных и муниципальных услуг и общерегиональных информационных сервисов как населению, так и юридическим лицам в Московской области.
При этом объем услуг связи, как основы получения сервисов в электронном виде, в расчете на каждого жителя не сопоставим с объемом услуг связи города Москвы. В абсолютном выражении этот показатель отличается более чем в 10 раз (1,5 тыс.руб. в Московской области против более 16 тыс.руб. в Москве), при этом структура услуг связи также неоднородна и несбалансированна.
Таб.1. Удельный вес объема отдельных видов связи в общем объеме услуг связи
почтовая | междугородная, внутризоновая и международная телефонная | местная теле- | радиосвязь, радиове- | подвиж- | интер- | |
Российская Федерация | 7 | 9,1 | 11,2 | 3,5 | 43,5 | 13,9 |
Центральный федеральный округ | 7,1 | 10,9 | 10,5 | 3,7 | 37,9 | 16,4 |
Московская область | 14 | 23 | 26,9 | 12,3 | 4,03 | 6,5 |
г.Москва | 5,6 | 11 | 9,1 | 3,6 | 37,6 | 18,6 |
При высокой степени проникновении мобильной связи показатели развития информационно-коммуникационной среды пока отстают от среднестатистических по Центральному федеральному округу.
Это связано с недостаточным охватом мультисервисной телекоммуникационной сетью населенных пунктов Московской области. Общее количество объектов, потенциально включаемых в мультисервисную телекоммуникационную сеть в населенных пунктах перечисленных типов и видов составит 2155 зданий и сооружений.
По предварительным оценкам, интегральные количественные показатели, характеризующие потребности Московской области в области услуг электросвязи (информационно - телекоммуникационная сеть Интернет, передача данных, видео, голос), необходимые для проектирования мультисервисной телекоммуникационной сети составляют:
информационно - телекоммуникационная сеть "Интернет":
совокупная требуемая скорость передачи данных - 30002 Мбит/сек;
совокупный средний объем требуемого входящего трафика - 13671 Гбайт/мес.;
совокупное количество требуемых IP адресов - 5403 адреса.
передача данных:
совокупный средний объем требуемого трафика - 18754 Гбайт/мес.;