Недействующий

Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области "Обеспечение безопасности дорожного движения на территории Московской области в 2013-2015 годах" (с изменениями на 13 марта 2013 года) (утратило силу с 01.01.2014 на основании постановления Правительства Московской области от 23.08.2013 N 656/35)

1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Безопасность дорожного движения является одной из важных социально-экономических и демографических задач Российской Федерации. Аварийность на автомобильном транспорте наносит огромный материальный и моральный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам. Дорожно-транспортный травматизм приводит к исключению из сферы производства людей трудоспособного возраста. Гибнут и становятся инвалидами дети.

Каждый год на улицах и автодорогах Московской области совершается более 10 тыс. ДТП, в которых погибают до 2 тыс. и получают ранения почти 13 тыс. человек.

К основным факторам, определяющим причины высокого уровня аварийности в Московской области, следует отнести:

массовое нарушение требований безопасности дорожного движения со стороны участников движения (управление транспортным средством в нетрезвом состоянии, превышение скорости движения, выезд на полосу встречного движения и т.д.);

низкий уровень подготовки водителей транспортных средств;

недостаточный технический уровень дорожного хозяйства;

несовершенство технических средств организации дорожного движения.

недостаточная информированность населения о проблемах безопасности дорожного движения.

Высокие темпы прироста транспортного парка Московской области создают дополнительные предпосылки осложнения дорожно-транспортной обстановки. Ежегодно транспортный парк Московской области увеличивается на 3-4 процента. По состоянию на 1 июля 2012 года в Московской области зарегистрировано более 2,5 млн. единиц транспорта.

Основной рост транспортного парка приходится на индивидуальных владельцев транспортных средств - физических лиц. Именно эта категория участников движения сегодня определяет и в будущем будет определять порядок на дорогах. На долю этой категории водителей в настоящее время приходится более 85 процентов дорожно-транспортных происшествий, совершенных по причине нарушения Правил дорожного движения.

Из-за нарушений Правил дорожного движения Российской Федерации пешеходами совершается около 15 процентов дорожно-транспортных происшествий от общего их количества. Половина всех дорожно-транспортных происшествий, совершенных по вине пешеходов, происходит при переходе ими проезжей части в неустановленном месте, многие из них по вине пешеходов, находящихся в состоянии опьянения.

Каждое двенадцатое дорожно-транспортное происшествие происходит с участием детей до 16 лет. Ежегодно на дорогах в Московской области погибают до 50 и получают ранения около 900 детей.

В связи с существенным изменением за последнее десятилетие условий дорожного движения (увеличением плотности транспортных потоков и возросшей интенсивностью движения) к профессиональной пригодности водителей транспортных средств предъявляются повышенные требования.

Требуется повышенное внимание подготовке специалистов из числа рабочих профессий по оказанию квалифицированных технических сервисных услуг, услуг по техническому обслуживанию, ремонту, эвакуации, технической помощи, хранению, разборке на запасные части, утилизации автотранспортных средств.

Удельный вес дорожных происшествий, сопутствующим фактором в которых были неудовлетворительные дорожные условия, составляет более 35 процентов. Это высокий показатель по России, что свидетельствует о неудовлетворительном состоянии улично-дорожной сети Московской области.

Заметно обостряется ситуация из-за высокого уровня дорожно-транспортного травматизма в населенных пунктах. Именно здесь совершается около 50 процентов всех дорожно-транспортных происшествий.

Высокий уровень дорожно-транспортных происшествий с пешеходами - наиболее насущная проблема городов, по которым проходят как автомагистрали федерального значения (города Клин, Солнечногорск, Балашиха, Мытищи и др.), так и крупные областные автодороги. Основные причины совершения дорожно-транспортных происшествий - отсутствие достаточного количества переходов в разных уровнях с дорогой, дорожных ограждений, а также наружного электроосвещения.

Сложившаяся диспропорция между темпами развития улично-дорожной сети и темпами роста количества транспортных средств приводит к ухудшению условий движения, заторам, ухудшению экологической обстановки, социальному дискомфорту и, как следствие, к росту аварийности в городах.

В условиях ограниченных средств на развитие улично-дорожной сети решение вопросов упорядоченного движения транспорта и пешеходов, сокращение числа дорожно-транспортных происшествий возможно только за счет оптимизации внедрения рациональных методов и применения современных технических средств и систем организации движения. Их устройство должно быть, в первую очередь, связано с местами концентрации дорожно-транспортных происшествий.

Требуется повышение уровня оснащенности городов Московской области техническими средствами организации дорожного движения. Эксплуатационное состояние светофоров, дорожных знаков, разметки не везде удовлетворяет современным требованиям.

Нуждается в совершенствовании система информирования водителей об условиях движения в Московской области и помощи в выборе маршрутов движения.

Постоянного внимание должно уделяться материально-техническому обеспечению учреждений скорой помощи и системе спасения и эвакуации пострадавших с мест дорожно-транспортных происшествий, оказания им своевременной медицинской помощи. Недостаточно эффективна существующая система обнаружения дорожно-транспортных происшествий.

Результаты реализации областной целевой программы Московской области "Обеспечение безопасности дорожного движения на территории Московской области в 2007-2010 годах" (досрочно завершена в 2009 году в связи с достижением поставленных целей) и долгосрочной целевой программы Московской области "Обеспечение безопасности дорожного движения на территории Московской области в 2009-2011 годах" свидетельствуют, что использование программно-целевых методов управления в этой сфере позволило значительно улучшить ситуацию с дорожно-транспортной аварийностью в Московской области.

В течение последних 5 лет достигнуто стабильное снижение основных показателей аварийности:

число дорожно-транспортных происшествий снизилось с 14337 в 2007 году до 10267 в 2011 году (- 28,4 процента);

число погибших в дорожно-транспортных происшествий снизилось с 2866 человек в 2007 году до 1836 в 2011 году (- 35,9 процента);

количество раненных в ДТП людей снизилось с 17682 в 2007 году до 12718 в 2011 году (-28,0 процента).

В рамках указанных программ за 5 лет реализованы мероприятия суммарной стоимостью более 3 млрд. рублей: