Реализация политики защиты прав потребителей является важной составляющей социально-экономических преобразований, происходящих в Российской Федерации.
Успех социально-экономических реформ заключается не только в повышении доходов населения, в развитии и укреплении социальной сферы, но и в реальной возможности для граждан реализовать свои потребительские права, рационально использовать полученные доходы на приобретение товаров, работ, услуг. При этом важно, чтобы товары, работы и услуги были качественными и безопасными для здоровья и имущества граждан, а также для окружающей среды.
Правовой основой защиты прав потребителей в Российской Федерации послужило принятие Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" и других нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере защиты прав потребителей.
Стратегической целью национальной политики в сфере защиты прав потребителей является создание равных и реальных условий для реализации гражданами своих законных интересов и прав повсеместно на территории Российской Федерации. В этой связи перед государством стоит задача обеспечить наличие правовых и организационных основ, позволяющих адекватно уровню развития экономики и общества формировать и реализовывать направления национальной политики в сфере защиты прав потребителей.
Под национальной системой защиты прав потребителей понимается совокупность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей.
В Ленинградской области система защиты прав потребителей создана в 1992 году и в настоящее время включает:
уполномоченный федеральный орган исполнительной власти - Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Ленинградской области);
иные территориальные органы федеральных органов исполнительной власти;
высший исполнительный орган государственной власти Ленинградской области - Правительство Ленинградской области;
органы местного самоуправления Ленинградской области;
общественные объединения потребителей Ленинградской области.
За время существования системы защиты прав потребителей в Ленинградской области отработано взаимодействие и организована согласованная работа при координирующей роли Правительства Ленинградской области через специально образованный межведомственный координационный совет при Правительстве Ленинградской области по защите прав потребителей.
Программой определены следующие приоритетные направления:
1) дальнейшее развитие и совершенствование системы защиты прав потребителей на территории Ленинградской области:
развитие взаимодействия между Управлением Роспотребнадзора по Ленинградской области, Правительством Ленинградской области, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления и общественными организациями (объединениями) потребителей, в том числе в рамках деятельности межведомственного координационного совета при Правительстве Ленинградской области по защите прав потребителей,
организация информирования и консультирования граждан по вопросам защиты прав потребителей в муниципальных районах (городском округе), городских и сельских поселениях,
создание районных межведомственных координационных советов по защите прав потребителей,
разработка и принятие муниципальных программ развития системы защиты прав потребителей;
2) повышение эффективности и результативности осуществления государственного контроля (надзора), в том числе в наиболее проблемных с точки зрения защиты прав потребителей сферах потребительского рынка;
3) совершенствование механизма использования судебной защиты прав потребителей, в том числе неопределенного круга потребителей, включая участие в судебных разбирательствах для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей;
4) совершенствование методов работы по рассмотрению обращений граждан о нарушении прав потребителей;
5) расширение информационно-просветительской деятельности в сфере защиты прав потребителей.
Реализация указанных направлений требует высокого уровня организации работы всех структур системы защиты прав потребителей, в том числе органов местного самоуправления, в целях защиты прав и интересов конкретного гражданина.
Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" на органы местного самоуправления возложено рассмотрение жалоб потребителей, их консультирование, предъявление исков в суд по собственной инициативе, по поручению отдельного потребителя либо неопределенного круга потребителей. В этой связи одним из основных мероприятий Программы является обеспечение деятельности созданных ранее при администрациях муниципальных районов и городского округа информационно-консультационных центров для потребителей.
Развитие современного рынка товаров и услуг ведет в том числе, к возникновению новых проблем правового, экономического, организационного и социального характера, не обеспечивает потребителям равные возможности во взаимоотношениях с хозяйствующими субъектами. Появление новых методов продажи товаров через сетевые супермаркеты, развитие дистанционного способа продаж (включая продажи посредством интернет-ресурсов), долевого строительства, потребительского кредитования, медицинских и туристических услуг, жилищно-коммунальная реформа и другие новации не всегда положительно сказываются на потребительских отношениях, имеющих значительное влияние на социально-экономическое положение потребителей.
Растет количество обращений граждан о нарушении их прав вследствие приобретения некачественных товаров, отсутствия в необходимых объемах информации о товаре или услуге. В частности, количество обращений о нарушении прав потребителей от общего числа обращений, поступивших в Управление Роспотребнадзора по Ленинградской области, выросло с 17 процентов в 2005 году до 61 процента в 2010 году. Управлением Роспотребнадзора по Ленинградской области рассмотрено в 2010 году 2111 обращений о нарушении прав потребителей, при этом число поступивших письменных обращений о нарушении прав потребителей возросло на 48 процентов по сравнению с 2009 годом. Большая часть обращений пациентов (67 процентов) - жалобы на нарушения в сфере торговли, из которых 37 процентов - по вопросам продажи технически сложных товаров бытового назначения, 27 процентов - жалобы о нарушениях в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
По результатам контрольно-надзорной деятельности Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в 2010 году при сокращении числа проверок на 10 процентов выявлено на 27 процентов больше нарушений Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" и иных нормативных правовых актов в сфере защиты прав потребителей.
Изложенные факты говорят о неготовности бизнеса нести социальную и экономическую ответственность за осуществление предпринимательской деятельности. Такое положение дел на рынке товаров и услуг приводит к возникновению имущественных рисков потребителей в результате приобретения некачественной продукции и услуг. Особенно велики такие риски у малоимущих и социально незащищенных граждан.