В связи с позитивными тенденциями в развитии экономики Московской области, а также принятием Правительством Московской области антикризисных мер в 2010-2011 годах отмечалось устойчивое восстановление рынка труда Московской области.
Только за 2011 год численность граждан, ищущих работу при содействии Комитета по труду и занятости населения Московской области и государственных казенных учреждений Московской области центров занятости населения (далее - центры занятости населения), сократилась более чем на 26 тыс.человек. Существенно - на 21 процент - уменьшилась численность зарегистрированных безработных, на конец года она составила 27,2 тыс. человек. Уровень регистрируемой безработицы снизился с 0,9 процента до 0,7 процента.
В то же время в государственных услугах в сфере занятости населения по-прежнему нуждается значительное число жителей Московской области. В центры занятости населения, подведомственные Комитету по труду и занятости населения Московской области, за предоставлением государственных услуг в сфере занятости населения в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.91 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" ежегодно обращаются 300-350 тысяч человек, в том числе за содействием в трудоустройстве - 120-150 тысяч человек.
Ожидаемый незначительный рост спроса на рабочую силу, в подавляющем большинстве на высококвалифицированных рабочих, окажется недостаточным для реализации имеющегося предложения рабочей силы, и удовлетворение спроса будет по-прежнему сдерживаться структурным несоответствием спроса и предложения рабочей силы.
В связи с профессионально-квалификационным, а также территориальным несоответствием спроса и предложения рабочей силы организации Московской области продолжают испытывать дефицит рабочей силы, особенно высококвалифицированных кадров по отдельным профессиям и работников неквалифицированного труда. Это предопределяет необходимость планирования мероприятий по реализации государственной политики в области регулирования рынка труда, включая мероприятия по повышению территориальной мобильности трудовых ресурсов и привлечению иностранных работников. Одной из задач является оптимизация миграционных потоков в соответствии с потребностью экономики и возможностью инфраструктуры Московской области путем достижения соответствия их объемов и профессионально-квалификационного состава реальным потребностям экономики Московской области.
Остается сложной проблема трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы: инвалидов, молодежи, лиц предпенсионного возраста, одиноких и многодетных родителей, родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов. В условиях, когда предложение рабочей силы превышает спрос на нее, сохраняется значительное число безработных граждан, длительно состоящих на учете в службе занятости населения. Именно для этих категорий граждан необходимы специальные мероприятия по социальной адаптации на рынке труда, обеспечению сохранения мотивации к труду, стимулированию трудоустройства на постоянной основе, повышению уровня их доходов.
В условиях дефицита квалифицированных рабочих кадров одной из приоритетных задач остается активизация работы по профессиональной ориентации граждан, расширение доступа к дополнительному профессиональному обучению.
С 2002 года в Московской области впервые в России по инициативе Губернатора Московской области проводится праздник, посвященный труду. Целью проведения ежегодного Праздника труда является повышение престижа труда, профессионального мастерства работников, содействие привлечению молодежи на производство.
Так, только в 2010 году в областных и территориальных конкурсах "Лучший по профессии", конкурсах профессионального мастерства среди учащихся учреждений профессионального образования и других приняли участие более 65 тысяч человек, 35,5 тысячи школьников в рамках проведенных Дней открытых дверей ознакомились с профессиями, востребованными на рынке труда, на ведущих предприятиях Московской области. Более 450 лучших тружеников, победителей конкурсов профессионального мастерства награждены наградами Правительства Московской области. Почти 1500 заслуженных тружеников Подмосковья отмечены наградами Московской областной Думы, глав муниципальных образований Московской области и профсоюзных организаций Московской области.
В рамках проведения административной реформы в Московской области продолжается работа по внедрению государственных стандартов и административных регламентов по оказанию государственных услуг и исполнению государственных функций в сфере занятости населения (электронные услуги, электронное правительство, межведомственное информационное взаимодействие).
Наличие проблем рынка труда обуславливает необходимость решения задач по содействию занятости населения и обеспечению экономики и социальной сферы квалифицированными трудовыми ресурсами путем повышения эффективности функционирования рынка труда.
Решение имеющихся проблем рынка труда возможно только путем объединения усилий органов государственной власти Московской области, органов местного самоуправления Московской области, общественных объединений, всех заинтересованных организаций Московской области и при использовании программно-целевых методов в рамках Программы.
Использование программно-целевого метода позволит последовательно осуществлять меры по улучшению ситуации на рынке труда, что должно привести к позитивным изменениям в социально-экономической сфере и демографической ситуации Московской области.
Реализация Программы направлена на реализацию государственной политики в сфере занятости населения, ее конкретизацию на региональном уровне с учетом условий Московской области, а также на решение специфических проблем занятости населения. В планируемом периоде Комитетом по труду и занятости населения Московской области будет проводиться работа по повышению эффективности реализуемых мероприятий по содействию реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость за счет:
более гибкого и адресного механизма финансирования и оказания государственных услуг в области содействия занятости населения;
координации Программы с программами социально-экономического развития Московской области, а также инвестиционными и социальными проектами;
предоставления ряда государственных услуг в области занятости населения в электронном виде в рамках проекта "электронное правительство".
Реализация Программы позволит трудоустроить не менее 63 процентов от численности граждан, обратившихся за содействием в трудоустройстве, обеспечить дальнейшее снижение регистрируемой безработицы.