До принятия 29 декабря 2004 года Градостроительного кодекса Российской Федерации в области градостроительной деятельности использовалось понятие "государственные градостроительные нормативы и правила". К ним относились нормативно-технические документы, разработанные и утвержденные федеральным органом архитектуры и градостроительства или органами архитектуры и градостроительства субъектов Российской Федерации. Эти документы подлежали обязательному исполнению при осуществлении градостроительной деятельности всех видов. В их число входили и строительные нормы и правила (в частности СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений") и разработанные на их основе территориальные строительные нормы.
Органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области, организации, физические лица, осуществляющие проектирование, строительство (реконструкцию) зданий, строений и сооружений, органы контроля и надзора, а также организации, осуществляющие экспертизу проектов, приемку законченных строительством объектов, должны были руководствоваться нормативными документами Московской области - территориальными строительными нормами Московской области. Однако усредненный характер данного нормативного подхода при применении обобщенных норм не учитывал местные особенности и фактически приводил к обезличиванию облика городов и иных населенных пунктов, постепенной утрате их индивидуальности и исторически сложившегося своеобразия.
Введенный в действие Градостроительный кодекс Российской Федерации упразднил государственные градостроительные нормативы и правила и ввел в "механизм" регулирования градостроительной деятельности понятия региональные и местные нормативы градостроительного проектирования. Актуальность их введения в правовое поле обусловлена в первую очередь реформированием системы местного самоуправления в Российской Федерации и новым подходом к планированию развития территорий.
Утверждаемые муниципальными правовыми актами местные нормативы градостроительного проектирования устанавливают требования к объектам градостроительного нормирования на территориях муниципальных образований.
Местные нормативы градостроительного проектирования применяются при подготовке проектов генеральных планов поселений, городских округов, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории (проектов планировки территории, проектов межевания, градостроительных планов земельных участков).
Полномочиями по утверждению местных нормативов градостроительного проектирования наделены органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений.
Местные нормативы градостроительного проектирования, содержащие минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, являются комплексным документом органов местного самоуправления, устанавливающим требования к планировочной организации и параметрам застройки населенных пунктов.
Системное применение расчетных показателей местных нормативов градостроительного проектирования позволит обоснованно задавать параметры развития функциональных зон при подготовке генеральных планов поселений, городских округов с последующим уточнением, осуществляемым на этапах градостроительного зонирования и планировки территории.
Местные нормативы градостроительного проектирования в увязке с нормативами градостроительного проектирования Московской области позволят в значительной степени не только систематизировать и упорядочить градостроительную деятельность в Московской области, но и в целом оказать положительное влияние на инвестиционную привлекательность территорий.