Действующий

Об утверждении Методических рекомендаций по подготовке местных нормативов градостроительного проектирования с учетом пространственных особенностей структурно-функциональной организации территорий муниципальных ... (с изменениями на 26.01.2010)

1.5. Показатели плотности уличной сети в населенных пунктах


Плотность магистральной уличной сети - основной показатель, характеризующий развитость магистральной уличной сети города, который определяется отношением общей протяженности магистральных улиц к застроенной площади города (км/кв.км),

бетта = SUM L / F (12)


где SUM L - сумма длин магистральных улиц общегородского и районного значения, км; F - площадь застроенной территории города, кв. км.

Исходя из условия поддержания на сети магистральных улиц и дорог необходимой скорости движения транспортного потока и обеспечения нормативного показателя доступности остановочных пунктов наземного массового пассажирского транспорта плотность сети магистральных улиц и дорог города может быть принята 2,2-2,4 км/кв.км городской застройки.

Потребность в территориях (Фудс) для развития улично-дорожной сети (УДС) в населенных пунктах при условии ее рациональной организации зависит от трех главных факторов: застроенной площади населенного пункта (S), численности населения (N) и количества автомобилей M на расчетный период рассчитывается по формуле:

Фудс = Фудс(S, N, M) = S x Dудс(S, N, M) (13)


Если зависимость от площади территории S имеет явно выраженную линейную составляющую, то влияние остальных факторов, хотя и менее существенно, но более сложно. Поэтому функциональную зависимость Фудс(S, N, M) можно структурировать:

Фудс(S, N, M) = S x Dудс(S, N, M) (14)


Здесь Dудс(S, N, M) - доля площади УДС по отношению к застроенной площади населенного пункта. Количественное значение Dудс(S, N, M) для городов, как правило, находится в пределах 0,06-0,08.

Методическое исследование зависимости Dудс удобнее проводить не напрямую от параметров S, N, M, а от их общепринятых функций - плотности населения (P = S / N) и уровня автомобилизации (A = M / N). Качественный анализ последствий увеличения плотности населения и уровня автомобилизации в городах свидетельствует, что они вызывают рост потребности в территории (Фудс), а следовательно при фиксированной площади населенного пункта рост Dудс. Причем зависимость эта слабее линейной и является затухающей, т.к. по определению Dудс <1.

Для вычисления значений функции Dудс(S, P, A) без строго выведенных аналитических зависимостей в практике градостроительного нормирования оправдано использовать метод интерполяции по набору точечных значений Di (Si, Pi, Ai), рассчитанных по некоторому набору типичных населенных пунктов i = 1, 2, 3,... n-1, n, принятых за условный эталон в смысле проектирования УДС. Набор "эталонных" пунктов должен отражать реальную область возможных значений параметров. В него желательно включать сельские и городские населенные пункты из разных устойчивых систем расселения Московской области.

Сначала из N "эталонных" выбирается наиболее близкий по значению параметров S, N, A "опорный" населенный пункт с тройкой параметров (So, Po, Ao).

Затем вычисляется значение Dудс(S, N, A) как сумма "опорного" значения Dо(So, Po, Ao) и поправки дельта D = дельта D(hS, hN, hA), обусловленной относительно "малыми" отклонениями параметров от опорных значений:

дельта S = S - So; дельта P = P - Po; дельта A = A - Аo (15)


Линеаризованная зависимость для дельта D имеет вид:

D = Ks x (S - So) + Kp x (P - Po) + Ka x (A - Ao) (16)


где:

Ks - коэффициент влияния отклонения площади населенного пункта на изменение доли площади УДС [1/кв.км];

Kp - коэффициент влияния отклонения плотности населения населенного пункта на изменение доли площади УДС [кв.км/чел.];

Ka - коэффициент влияния изменения уровня автомобилизации населенного пункта на изменение доли площади УДС [чел./авт.].

В итоге формула для расчета Dудс(S, P, A) принимает вид:

Sудс (S, P, A) = S x (Do (So, Po, Аo) + Ks x (S - So) + Kp x (17)
x (P - Po) + Ka x (A - Ao)),