Система общественного пассажирского транспорта должна обеспечивать функциональную целостность и взаимосвязанность всех основных структурных элементов территории с учетом перспектив развития городских округов и городских поселений.
При разработке проекта организации транспортного обслуживания населения следует обеспечивать быстроту, комфорт и безопасность транспортных и пешеходных передвижений.
Вид общественного пассажирского транспорта следует выбирать на основании расчетных пассажиропотоков и дальностей поездок пассажиров. Провозная способность различных видов транспорта, параметры устройств и сооружений (платформы, посадочные площадки) определяются на расчетный период по норме наполнения подвижного состава - 4 чел./кв.м свободной площади пола пассажирского салона для обычных видов наземного транспорта.
Линии общественного пассажирского транспорта следует предусматривать на магистральных улицах и дорогах с организацией движения транспортных средств в общем потоке, по выделенной полосе проезжей части или на обособленном полотне.
Через жилые районы площадью свыше 100 га допускается прокладывать линии общественного пассажирского транспорта по пешеходно-транспортным улицам. Интенсивность движения средств общественного транспорта не должна превышать 30 ед./ч в двух направлениях, а расчетная скорость движения - 40 км/ч.
Плотность сети линий общественного пассажирского транспорта на застроенных территориях необходимо принимать в зависимости от функционального использования и интенсивности пассажиропотоков в пределах 1,5-2,5 км/кв.км.
Расстояния между остановочными пунктами общественного пассажирского транспорта (автобуса, троллейбуса) следует принимать 400-600 м.
Дальность пешеходных подходов до ближайшей остановки общественного пассажирского транспорта следует принимать не более 500 м.
В условиях сложного рельефа при отсутствии специального подъемного пассажирского транспорта указанные расстояния следует уменьшать на 50 м на каждые 10 м преодолеваемого перепада рельефа.
Остановочные пункты общественного пассажирского транспорта следует размещать с обеспечением следующих требований:
на магистральных улицах общегородского значения и районных - в габаритах проезжей части;
в зонах транспортных развязок и пересечений - вне элементов развязок (съездов, въездов и т.п.);
в случае если стоящие на остановочных пунктах троллейбусы и автобусы создают помехи движению транспортных потоков, следует предусматривать "карманы".
Остановочные пункты на линиях троллейбуса и автобуса на магистральных улицах общегородского значения (с регулируемым движением) и на магистралях районного значения следует размещать за перекрестком, на расстоянии не менее 25 м от него.
Допускается размещение остановочных пунктов троллейбуса и автобуса перед перекрестком - на расстоянии не менее 40 м в случае, если пропускная способность улицы до перекрестка больше, чем за перекрестком.
Расстояние до остановочного пункта исчисляется от "стоп-линии".
Заездной карман для автобусов устраивают при размещении остановки в зоне пересечения или примыкания автомобильных дорог, когда переходно-скоростная полоса одновременно используется как автобусами, так и транспортными средствами, въезжающими на дорогу с автобусным сообщением.
Заездной карман состоит из остановочной площадки и участков въезда и выезда на площадку. Ширину остановочной площадки следует принимать равной ширине основных полос проезжей части, а длину - в зависимости от числа одновременно останавливающихся автобусов и их габаритов по длине, но не менее 13 м. Длину участков въезда и выезда принимают равной 15 м.
Длину посадочной площадки на остановках автобусных, троллейбусных маршрутов следует принимать не менее длины остановочной площадки.
Ширину посадочной площадки следует принимать не менее 3 м; для установки павильона ожидания следует предусматривать уширение до 5 м.
Павильон может быть закрытого типа или открытого (в виде навеса). Размер павильона определяют с учетом количества одновременно находящихся в час "пик" на остановочной площадке пассажиров из расчета 4 чел./кв.м. Ближайшая грань павильона должна быть расположена не ближе 3 м от кромки остановочной площадки.
Остановочные пункты общественного пассажирского запрещается проектировать в охранных зонах высоковольтных линий электропередач.
На конечных пунктах маршрутной сети общественного пассажирского транспорта следует предусматривать разворотные площадки с учетом необходимости снятия с линии в межпиковый период около 30% подвижного состава.
Для автобуса и троллейбуса площадь разворотной площадки должна определяться расчетом в зависимости от количества маршрутов и частоты движения исходя из норматива 100-200 кв.м на одно машиноместо.
Ширину разворотной площадки для автобуса и троллейбуса следует предусматривать не менее 30 м.
Границы разворотных площадок должны быть закреплены в плане красных линий.
Разворотные кольца для троллейбуса необходимо проектировать с учетом обеспечения плавного подхода троллейбусов к местам посадки и высадки пассажиров или отстойному участку. При этом радиус траектории движения троллейбуса при их прохождении по кривой должен быть на 3 м больше радиуса поворота по наружной кривой контактной сети.
Наименьший радиус по внутреннему контактному проводу для одиночного троллейбуса - принимается 12-14 м, для спаренного троллейбуса - 17 м.