Недействующий

О долгосрочной целевой программе "Улучшение качества жизни детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями в Ленинградской области" на 2012-2014 годы (с изменениями на 29 июля 2013 года) (утратило силу с 05.05.2014 на основании постановления Правительства Ленинградской области от 28.04.2014 N 150)

1. Анализ и оценка исходной ситуации


Среди многочисленных проблем детства особенно актуальны проблемы детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями, без решения которых невозможно расширить границы доступного мира, приобщить ребенка к современным достижениям цивилизации.

По информации Петростата, в Ленинградской области по состоянию на 1 января 2012 года 259768 детей, в том числе детей-инвалидов - 3402 человека (1,3 проц. от общего количества детей), детей с ограниченными возможностями - 39331 человек.

По результатам проведенного в июле 2011 года мониторинга семей с детьми-инвалидами, в Ленинградской области зарегистрировано 3212 семей, воспитывающих детей-инвалидов. Такие семьи потенциально более неустойчивы из-за тягот и обязательств, связанных с воспитанием ребенка-инвалида, и, как следствие, чаще распадаются (44 проц. семей с детьми-инвалидами - неполные семьи). Двух детей-инвалидов воспитывают в 53 семьях, троих детей-инвалидов - в трех семьях.

Количество детей, впервые признанных инвалидами, в 2011 году составило 609 человек, в 2010 году - 640 человек, в 2009 году - 550 человек.

В структуре первичной инвалидности у детей первое ранговое место занимают врожденные аномалии развития (23,8 проц.; 6,16 на 10000 детского населения), второе - психические расстройства (20,8 проц.; 5,39 на 10000 детского населения), третье - болезни нервной системы (20,3 проц.; 5,27 на 10000 детского населения).

Во всех муниципальных районах Ленинградской области дети-инвалиды, проживающие в семьях, находятся на диспансерном учете в амбулаторно-поликлинических учреждениях, наблюдаются участковой службой (педиатрами и семейными врачами), врачами-специалистами, по показаниям направляются в профильные отделения и стационары, детские отделения центральных районных больниц, консультативную поликлинику и отделения Ленинградской областной детской клинической больницы, клиники Санкт-Петербурга, а также в федеральные клиники с целью обеспечения бесплатной специализированной медицинской помощью, в том числе высокотехнологичными видами. Врачами-специалистами (по 24 профилям) Ленинградской областной детской клинической больницы ежегодно осуществляется более 3550 консультаций детей-инвалидов, проживающих в Ленинградской области.

За 2007-2011 годы в акушерских стационарах Ленинградской области обследовано на врожденную и наследственную патологию 52000 детей (98,0-99,5 проц. родившихся). Эффективно действует и постоянно совершенствуется система дистанционного слежения за детьми, в первую очередь новорожденными, находящимися в тяжелом состоянии в отделениях реанимации и интенсивной терапии центральных районных больниц, через отделение экстренной и плановой консультативной медицинской помощи Ленинградской областной детской клинической больницы.

Стационарное лечение в 2011 году получили 1780 детей-инвалидов (52,3 проц. от общего количества детей-инвалидов), из них в федеральных клиниках - 416 детей-инвалидов (23,4 проц.).

В Ленинградской области создана система социального обслуживания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями и их семей, направленная на предоставление комплекса реабилитационных услуг, максимально возможное развитие потенциала детей, коммуникативных навыков, познавательных возможностей. В муниципальных учреждениях социального обслуживания населения для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями оборудовано 415 мест в отделениях дневного пребывания и 194 места в стационарных отделениях.

Функционируют два государственных стационарных учреждения социального обслуживания для умственно отсталых детей - Волосовский детский дом-интернат на 110 мест, Приозерский детский дом-интернат на 211 мест.

Учреждениями социального обслуживания семьи и детей, государственными стационарными учреждениями оказывается полный комплекс социально-бытовых, социально-педагогических, социально-психологических, социально-медицинских и социально-правовых услуг в соответствии с утвержденным перечнем гарантированных социальных услуг.

В 2011 году услугами муниципальных учреждений социального обслуживания воспользовались 7599 детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями, методами реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями овладели 4953 семьи с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями.

На отделениях круглосуточного и дневного пребывания учреждений социального обслуживания прошли социальную реабилитацию 3515 детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями, в том числе 1451 ребенок-инвалид, что составляет 50,3 проц. от общего числа детей-инвалидов, имеющих рекомендации по индивидуальным программам развития. В указанных учреждениях активно применяются такие реабилитационные технологии, как арт-терапия, сказкотерапия, кинезитерапия и другие. Использование современных методик социальной реабилитации позволило достигнуть положительных результатов у 1342 детей-инвалидов и 1804 детей с ограниченными возможностями, что составляет 92,5 проц. от общего количества реабилитированных.

Детям-инвалидам, проживающим в стационарных государственных учреждениях, предоставляется комплекс социальных услуг, направленных на создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение реабилитационных мероприятий медицинского, социального и лечебно-трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию отдыха и досуга. В результате проводимой реабилитационной работы доля детей-инвалидов, прошедших социальную реабилитацию и имеющих положительные результаты в социальной адаптации, увеличилась до 73,0 проц. в 2011 году от общей численности детей-инвалидов, прошедших социальную реабилитацию, (в 2007 году - 61,0 проц.).

Образовательный процесс в детских домах-интернатах организован в соответствии с рекомендациями областной психолого-медико-педагогической комиссии.

Специальными (коррекционными) общеобразовательными школами VIII вида Волосовского и Приозерского муниципальных районов организовано обучение на дому пяти детей по специальным (коррекционным) программам и семи детей по коррекционной образовательной программе "Обучение детей с выраженной умственной недостаточностью".

По специальным авторским коррекционным образовательным программам, разработанным специалистами детских домов-интернатов и предусматривающим привитие детям-инвалидам навыков самообслуживания, трудовых навыков, обучение элементарной грамоте и счету, развитие у детей простейших представлений и понятий, обучаются 124 воспитанника.

Начиная с 2009 года реализуется мероприятие по развитию дистанционного образования детей-инвалидов в рамках приоритетного национального проекта "Образование". На базе Ленинградского областного института развития образования создан ресурсный центр. Приобретено необходимое оборудование, позволяющее организовать дистанционное обучение 156 детей-инвалидов. К концу 2012 года будет организовано дистанционное обучение 278 детей-инвалидов.

В особой поддержке и всесторонней помощи нуждаются семьи с детьми-инвалидами, имеющими множественные нарушения здоровья, уход за которыми требует немалых расходов, усилий и практически не оставляет родителям свободного времени.

Доступ таких детей-инвалидов к услугам дополнительного образования ограничен, вопросы обеспечения доступной среды жизнедеятельности решаются недостаточно эффективно. Учреждения социальной инфраструктуры недоступны для данной категории граждан в связи с отсутствием специализированного транспорта для перевозки маломобильных детей-инвалидов. Одним из путей решения проблемы транспортной доступности может стать создание при муниципальных учреждениях социального обслуживания населения службы "Социальное такси".

Достижению положительных результатов в социальной реабилитации детей-инвалидов будет способствовать организация обучения родителей детей-инвалидов приемам ухода и реабилитации. Семьям, воспитывающим детей-инвалидов, требуется целенаправленная профессиональная помощь и общественное содействие в обеспечении интеграции детей в общество и взаимодействии семей с социальным окружением.

Эффективная социализация воспитанников интернатных учреждений сдерживается межведомственной разобщенностью служб при решении задач по социализации детей-инвалидов с особо тяжелыми нарушениями интеллектуального и физического развития, недостаточной подготовленностью таких детей-инвалидов к самообслуживанию в быту и посильной профессионально-трудовой деятельности, ограниченностью или полным отсутствием социальных связей вне интернатного учреждения, трудностью подбора для них рабочих мест и необеспеченностью жилыми помещениями, специально приспособленными для самостоятельного проживания.

Не сформирована эффективная модель организации жизнеустройства выпускников детских домов-интернатов, позволяющая молодым инвалидам социально адаптироваться в современном обществе, в том числе система их постинтернатного сопровождения.

Качественное совершенствование реабилитационной среды в детских домах-интернатах, создание комплексной системы социальной реабилитации для детей-инвалидов с тяжелыми нарушениями развития, имеющих потенциал для дальнейшего самостоятельного проживания вне интернатного учреждения, включая создание модели подготовки и организации их интеграции в общество, создание службы постинтернатного сопровождения, решение жилищных проблем, вопросов профессионального обучения и трудоустройства воспитанников, позволит социализировать детей-инвалидов, являющихся выпускниками интернатных учреждений.

Остается нерешенной проблема доступности паллиативной круглосуточной медицинской помощи детям с тяжелыми, не поддающимися лечению заболеваниями.

Решение изложенных проблем наиболее эффективно может быть осуществлено с использованием программно-целевого метода в рамках долгосрочной целевой программы "Улучшение качества жизни детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями в Ленинградской области" на 2012-2014 годы (далее - Программа).

Программой предусматривается повышение эффективности профилактической работы по предупреждению детской инвалидности, обеспечение восстановления здоровья детей с ограниченными возможностями, создание условий для реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями, их интеграция в общество, а также создание современной реабилитационной среды для детей-инвалидов в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания.