В Ленинградской области осуществляется системная и комплексная работа по введению федеральных государственных образовательных стандартов в общеобразовательных учреждениях.
С 1 сентября 2011 года введен федеральный государственных образовательный стандарт начального общего образования во всех общеобразовательных учреждениях Ленинградской области, в том числе коррекционных.
Механизм реализации направления
На региональном, муниципальном уровнях, а также на уровне образовательного учреждения функционируют структуры, координирующие внедрение образовательных стандартов (региональный координационный совет, муниципальные советы, ответственные за направление специалисты органов управления образованием, школьные советы или творческие группы).
Для оценки эффективности управления процессом введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) в муниципальных образованиях Ленинградской области ежеквартально проводится мониторинг решения задач на разных уровнях образования, организуются тематические исследования по отдельным вопросам реализации ФГОС. Для объективной оценки ситуации организованы собеседования с руководителями органов управления образованием, экспертиза отчетных материалов инновационных площадок по введению ФГОС.
В региональной системе повышения квалификации во всех программах присутствует обязательный (инвариантный) модуль, посвященный введению ФГОС, независимо от специализации учителя. Это значительно повышает степень готовности педагогических коллективов к введению ФГОС в основной и старшей школе.
Сформирована и развивается сеть общеобразовательных учреждений, позволившая обеспечить безбарьерный переход школ Ленинградской области к новому содержанию начального общего образования, включающая 88 общеобразовательных учреждений - инновационных площадок по введению ФГОС, в том числе:
20 школ в восьми муниципальных районах, внедряющих с 2011/12 учебного года в экспериментальном режиме ФГОС основного общего образования,
три ресурсных центра по введению ФГОС начального общего образования в трех образовательных округах Ленинградской области (Восточный, Волховский, Выборгский),
две базовые школы (Ломоносовский и Волховский муниципальные районы),
три школы-лаборатории Ленинградского областного института развития образования (Всеволожский, Гатчинский, Лодейнопольский муниципальные районы),
десять стажировочных площадок,
41 школа, апробирующая модели проведения процедур оценки качества начального образования. Ленинградская область совместно с Институтом стратегических исследований в образовании Российской академии образования осуществляют апробацию моделей проведения процедур оценки качества начального образования.
В октябре 2011 года в 41 общеобразовательном учреждении проведено тестирование обучающихся 5 классов по математике, русскому языку, окружающему миру и 6 классов - по метапредметным умениям.
В рамках апробации модели качества начального образования по результатам тестирования индивидуальных достижений обучающихся Ленинградская область вошла в пятерку регионов Российской Федерации (из 16 регионов, участвующих в апробации), показавших высокий уровень освоения учебного материала.
Вывод: планируемый в рамках Комплекса мер по модернизации в 2011 году показатель перехода на новые образовательные стандарты достигнут: 35,8 проц. учащихся начальной школы осваивают новый образовательный стандарт (планируемый показатель - 35,4 проц. от количества обучающихся на начальном уровне общего образования) и 15,3 проц. - от общего количества обучающихся (планируемый показатель - 14,6 проц.).
Анализ работы по введению ФГОС позволил определить следующие результаты:
1) сформированы соответствующие организационно-управленческие и научно-методические механизмы обеспечения готовности общеобразовательных учреждений Ленинградской области к переходу на ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования (включая нормативное и финансовое обеспечение введения в основную образовательную программу начального общего образования занятий по внеурочной деятельности);
2) повысился уровень образовательного менеджмента на всех уровнях управления образованием;
3) расширился спектр общественного участия в управлении образовательным учреждением (внедрены действенные механизмы удовлетворения запросов родителей по содержанию и качеству образования);
4) модернизируется научно-методическое и информационно-методическое сопровождение ФГОС;
5) совершенствуется система оценки качества образования с учетом введения ФГОС;
6) обеспечивается сетевое взаимодействие образовательных учреждений, в том числе с использованием интернет-ресурсов, для распространения опыта инновационной педагогической и управленческой деятельности.
В процессе введения ФГОС в основном возникали трудности организационного характера, которые компенсировались реализацией плановых мероприятий.
Например, недостаточная готовность кадров к реализации нового образовательного стандарта откорректирована через модернизацию системы повышения квалификации и методической поддержки (использован потенциал сети инновационных учреждений, выстроены каскадным способом программы повышения квалификации, проведена работа с школьными коллективами, созданы модели муниципальной методической службы по сопровождению ФГОС и др.).