Главным риском отсутствия активной политики повышения энергоэффективности является снижение энергетической безопасности экономики города Москвы и торможение экономического роста. Для укрепления энергетической безопасности города Москвы необходимо:
- обеспечить техническую доступность энергии для развивающейся экономики (возможности подключения новых объектов капитального строительства к инженерным сетям или обеспечения их топливом при децентрализованном энергоснабжении по доступным ценам);
- удерживать расходы на энергоресурсы в пределах экономической доступности для всех групп потребителей.
Эти задачи невозможно решить только за счет наращивания мощностей в топливно-энергетический комплекс (далее - ТЭК) и повышения цен на энергию. Попытки после выхода из кризиса вернуть и удержать высокие темпы экономического роста при сохранении нынешней энергоемкости чреваты отвлечением огромных дополнительных капитальных вложений от развития других секторов экономики города Москвы. Высокие затраты на топливо при ограничениях на рост тарифов не позволят адекватно обеспечивать топливом объекты электроэнергетики, теплоэнергетики и жилищно-коммунального хозяйства, а также формировать средства на обновление и модернизацию городской инфраструктуры. В результате появляется риск роста их физического износа, частоты инцидентов и аварий, или, другими словами, снижается надежность, безопасность и доступность энергетических услуг для всех потребителей. Единственной разумной альтернативой остается повышение энергоэффективности.
При отсутствии прогресса в повышении энергоэффективности снижается экологическая безопасность города Москвы и повышается уровень загрязнения окружающей среды и выбросов парниковых газов, что наносит огромный вред здоровью жителей города. Доля загрязненных сточных вод в общем объеме стоков в 2007 году составила 28%. Доля ТЭК и транспорта в суммарных выбросах в атмосферу вредных веществ и парниковых газов превышает 95%. Экологическая составляющая становится важным критерием определения направлений и механизмов экономического развития города и выделения кредитных ресурсов международными банковскими институтами.
Медленный прогресс в сфере повышения энергоэффективности несет в себе также риск неспособности города Москвы поддержать энергетические и экологические инициативы ведущих столиц мира в рамках международных проектов, таких как "Energy Cities", и инициативы по снижению выбросов парниковых газов к 2020-2025 годам и на более отдаленную перспективу (например, Копенгаген принял решение стать городом с нулевыми выбросами парниковых газов к 2025 году). Такая ситуация может негативно сказываться как на инвестиционной привлекательности города Москвы, так и на ее кредитном рейтинге.