Промышленность
Выходу промышленности из кризиса способствовали оживление конъюнктуры рынка, а также предпринятые Правительством Российской Федерации и Правительством Москвы меры по стимулированию внутреннего спроса, защите отечественного производителя и поддержке реструктуризации организаций.
Ожидается, что в конце 2011 года промышленное производство выйдет на докризисный уровень. В 2012-2014 годах предполагается по варианту 2в рост промышленного производства на уровне 105-106%, обусловленный оживлением инвестиционной активности, расширением внутреннего спроса, реализацией федеральных программ развития ведущих высокотехнологичных отраслей промышленности (авиационной, ракетно-космической, электронной, радиоэлектронной, атомного энергопромышленного комплекса, оборонного промышленного комплекса), московской программы поддержки промышленности, а также осуществлением мероприятий по техническому перевооружению производства.
Основными источниками роста будут обрабатывающие отрасли промышленности, в первую очередь отрасли инвестиционного спроса - машиностроение и по мере восстановления строительства - производство строительных материалов. Также одна из определяющих ролей в росте промышленности принадлежит производству нефтепродуктов.
Развитие производства высокотехнологичных товаров в среднесрочной перспективе до 2014 года будет определяться интенсивностью восстановления платежеспособного спроса в секторах-потребителях продукции машиностроения (таких как топливно-энергетический, транспортный комплексы), а также увеличением расходов физических лиц на товары длительного пользования.
Ключевыми факторами, определяющими рост производства пищевых продуктов, являются восстановление спроса на продовольственные товары до докризисного уровня, расширение кредитных возможностей и инвестиционной активности, развитие отечественной ресурсной базы за счет государственной поддержки, применение инновационных технологий и модернизации оборудования перерабатывающей промышленности.
В обрабатывающих производствах рост превысит средний по промышленности в целом и составит 6,6-7,3%.
По варианту 2с рост промышленности оценивается в пределах 6-8%.
Транспорт
В прогнозный период планируется провести комплекс мероприятий, направленных на решение первоочередной для города Москвы задачи - нормализовать ситуацию в транспортном комплексе города Москвы.
В этих целях предусмотрено увеличение в 1,6 раза финансирования из бюджета города Москвы развития транспортной системы с 203,6 млрд. рублей в 2011 году до 322,6 млрд. рублей в 2014 году, в целом за 2012-2014 годы планируется направить 891,4 млрд. рублей.
Приоритет использования предусмотренных средств принадлежит общественному транспорту, в первую очередь - метрополитену. На его развитие будет направлено в 2012-2014 годах 343,6 млрд. рублей средств бюджета города Москвы. Планируется построить 47 км метрополитена, открыть 21 новую станцию московского метро, продлив действующие линии в периферийные районы города Москвы.
На развитие наземного пассажирского транспорта в 2012-2014 годах предусмотрено финансирование из бюджета города Москвы в размере 90 млрд. рублей, 67% которого будет направлено на приобретение 3060 новых автобусов, 1089 троллейбусов и 300 трамвайных вагонов. Кроме того, предполагается, что перевозчиками негосударственных форм собственности обновление подвижного состава будет осуществляться за собственный счет.
На строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог и инженерно-транспортных сооружений за 3 прогнозных года направляется 395,6 млрд. рублей, на создание единого парковочного пространства - 31 млрд. рублей, создание интеллектуальной транспортной системы - 17,5 млрд. рублей, развитие и создание автовокзалов и транспортно-пересадочных узлов - 8 млрд. рублей.
От вложенных средств бюджета города Москвы предполагается получить следующую результативность:
- в 2014 году по сравнению с 2011 годом увеличится протяженность линий метрополитена на 14,4%, объем перевозок наземным городским пассажирским транспортом - на 35%, скорость наземного транспорта на выделенных полосах - на 16,7%, протяженность уличной дорожной сети - на 10,2%;
- за 2012-2014 годы будет введено более 100 плоскостных транспортно-пересадочных узлов и 15 многоуровневых транспортно-пересадочных узлов, более 900 тыс. мест для парковки автомобилей;
- в 2013 году вся территория города Москвы будет охвачена интеллектуальной транспортной системой.
Потребительский рынок.
Торговля
С начала 2010 года оборот розничной торговли имеет положительную динамику, что обусловлено повышением реальных доходов основной части населения (работающие и пенсионеры), а также восстановлением потребительского кредитования.
За счет этих факторов, а также тенденции ослабления инфляционного давления в прогнозном периоде ожидается рост оборота розничной торговли на 4,8-5,5% в год.
Росту потребительского спроса со стороны населения будут способствовать насыщение рынка товарами как отечественного, так и импортного производства, дальнейшее развитие эффективной товаропроводящей инфраструктуры, поддержка развития малого и среднего бизнеса.
Сохранится тенденция формирования оборота розничной торговли в основном за счет продажи товаров торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в стационарной торговой сети.
В оптимистическом варианте развития 2с рост оборота розничной торговли составит 5,5% ежегодно.
Рынок платных услуг.
В прогнозном периоде на динамику объема платных услуг населению так же, как и на торговлю, наибольшее влияние будет оказывать рост доходов населения и ослабление инфляционного давления. В дальнейшем это будет поддерживать стабильную позитивную динамику рынка платных услуг.
Продолжатся тенденции рыночного характера - рост доли организаций частной и других негосударственных форм собственности, увеличение количества видов платных образовательных, медицинских услуг населению, развитие услуг рекламы, правового характера и других видов услуг, развитие малого и индивидуального предпринимательства.