С учетом предварительных итогов Всероссийской переписи населения 2010 года среднегодовая численность населения города Москвы на 2010 год составила 11,5 млн. человек, что превысило данные текущего статистического учета на 900 тыс. человек.
В 2012-2014 годах в силу возрастной структуры населения ожидается сокращение численности женщин детородного возраста, что может повлечь сокращение рождаемости до 118,7 тыс. человек в 2014 году. Противостоять этому могут меры по поддержке семей с детьми и по стимулированию рождаемости, реализуемые в Российской Федерации и городе Москве. Учитывая динамику рождаемости последних лет, дополнительная потребность в дошкольных образовательных учреждениях в 2014 году может составить 60-63 тыс. мест. Одновременно будет происходить рост обучающихся общеобразовательных учреждений за счет увеличения численности обучающихся начального общего образования.
В прогнозном периоде на 10-15 тыс. человек ежегодно будет сокращаться численность населения в трудоспособном возрасте. Увеличение населения старших возрастов приведет к росту демографической нагрузки, что потребует от города Москвы дополнительных расходов на выполнение социальных обязательств. Одновременно будет постепенно увеличиваться число рабочих мест в городе Москве, сократившееся в период кризиса с 6,6 млн.ед. до 6,1 млн.ед. Однако полного восстановления числа рабочих мест не произойдет в связи с начатой многими организациями в результате кризиса диверсификацией производства. Возникающий дефицит рабочей силы будет сокращаться за счет увеличения числа работающих пенсионеров, женщин, имеющих детей, а также жителей других регионов Российской Федерации. По варианту 2в прогнозируется численность занятых в экономике города Москвы в 2012 году - 6297,5 тыс. человек, в 2013 году - 6303,8 тыс. человек, в 2014 году - 6310,1 тыс. человек. По варианту 2с - 6230,0 тыс.чел., 6207,4 тыс.чел., 6205,0 тыс.чел. соответственно.
В связи с положительными тенденциями в экономике продолжит постепенно снижаться напряженность на рынке труда. По варианту 2в в текущем году численность зарегистрированных безработных не превысит 0,8% от экономически активного населения, в 2012 году - 0,8%, в 2013 году - 0,8%, в 2014 году - 0,7%.
Необходимо отметить, что в случае успешной реализации Правительством Москвы мер поддержки рынка труда, ускоренного роста экономики регистрируемая безработица может быть меньше.
Меры поддержки рынка труда направлены на сохранение кадрового состава организаций за счет сдерживания увольнений, а также на стимулирование перехода граждан из статуса безработных в статус индивидуальных предпринимателей путем содействия их самозанятости.
В 2012-2014 годах прогнозируются умеренные темпы роста реальных располагаемых доходов населения, которые в этот период ежегодно будут увеличиваться на 2-3% по варианту 2в.
В прогнозный период структура доходов населения претерпит некоторые изменения. Несмотря на то, что заработная плата продолжает оставаться основным источником доходов населения, увеличится доля социальных трансфертов. Это обусловлено проведением мероприятий, направленных на повышение уровня материального обеспечения пенсионеров, а также семей с детьми.
Рост реальной заработной платы в целом будет соответствовать росту производительности труда в отличие от ситуации предкризисных лет, когда рост заработной платы опережал рост производительности труда. В 2012-2014 годах реальная заработная плата в среднем будет увеличиваться на 3,6-4,4% в год и это будет обеспечено ежегодным ростом производительности труда на 3,7-4,5%.
В варианте 2с в условиях более высокого роста экономики ежегодный рост реальной заработной платы составит 4,2-4,7%, производительности труда - 4,6-4,9%.
Размер минимальной оплаты труда будет увеличиваться в пределах инфляции на потребительском рынке.
Фонд оплаты труда работников бюджетной социальной сферы в 2012-2014 годах будет увеличиваться в среднем на 8% ежегодно. Заработная плата будет расти более высокими темпами, что связано с изменениями правового статуса государственных учреждений и изменениями в системе оплаты труда.
В прогнозный период будут реализовываться меры по дальнейшему повышению уровня материального обеспечения лиц, получающих трудовые и социальные пенсии.
В двух вариантах прогноза предусматриваются одинаковые параметры пенсионного обеспечения. Для 2,2 млн. пенсионеров предусмотрен рост средней региональной доплаты к пенсиям в 2014 году на 23% к уровню 2011 года.
Реализация предусмотренных мер позволит поддержать соотношение среднего размера пенсии с прожиточным минимумом пенсионера.
Прогноз величины прожиточного минимума рассчитан исходя из индексов потребительских цен с учетом сложившегося за ряд лет превышения темпов роста величины прожиточного минимума над индексами потребительских цен.
С 2013 года Правительством Российской Федерации предлагается перейти на нормативно-статистический метод определения величины прожиточного минимума, при котором продукты питания включаются в потребительскую корзину в натуральных объемах, а непродовольственные товары и услуги - по их доле в общих потребительских расходах, который приведет к увеличению прожиточного минимума.
Меры по повышению уровня жизни, принятые на федеральном уровне, будут дополнены в соответствии с полномочиями субъектов Российской Федерации в части размеров социальных пособий нуждающимся гражданам, введения механизмов адресной социальной помощи за счет имеющихся финансовых ресурсов, социальной поддержки граждан при оплате жилья и коммунальных услуг.