Для достижения поставленных целей сформированы и рассмотрены три сценария возможного хода реализации Программы (пессимистический, оптимистический, реалистический).
В качестве критериев оценки сценариев приняты основные качественные и количественные показатели характеризующие:
- обеспечение занятости инвалидов;
- охват инвалидов реабилитационными услугами;
- развитие сети городских учреждений, предоставляющих эти услуги;
- удельный вес полностью отвечающих требованиям действующих строительных норм и правил о доступности для инвалидов с различными ограничениями жизнедеятельности объектов социальной инфраструктуры.
Пессимистический вариант предусматривает сохранение на существующем уровне или ухудшение показателей качества реабилитационной помощи инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности.
Такой сценарий может возникнуть вследствие следующих внешних негативных факторов:
- уменьшения объемов финансирования из федерального бюджета реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых инвалидам в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации федеральным перечнем, на уровне последних двух лет или его снижение;
- усложнения порядка предоставления государственных гарантий инвалидам и снижения объема бесплатных реабилитационных услуг для инвалидов;
- резкого изменения демографической ситуации в городе.
Вступление в силу указанных факторов приведет к резкому ухудшению качества жизни инвалидов из-за отсутствия возможностей компенсировать имеющиеся ограничения жизнедеятельности вследствие нарушения состояния здоровья.
При этом варианте можно прогнозировать значительное увеличение численности инвалидов во всех возрастных группах, а также возрастание доли лиц 1 и 2 групп инвалидности, имеющих тяжелые ограничения.
Возможными вариантами для рассмотрения являются сценарии (оптимистический и реалистический), при которых качественные показатели улучшаются.
Оптимистический вариант предусматривает достижение к 2011 году:
- приспособление для инвалидов 100% действующих на территории города объектов социальной инфраструктуры (независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности).
Для реализации оптимистического варианта необходимо выделение финансовых ресурсов из бюджета города в 2011 году в объеме около 15 млрд. рублей. Данные показатели являются расчетными, из-за отсутствия по ряду департаментов и комитетов проектно-сметной документации на приспособление зданий и сооружений для проведения объективной оценки объемов и видов работ.
Реалистический вариант сформирован при условии полной мобилизации ресурсов бюджетного финансирования мероприятий Программы, привлечения внебюджетных источников и увеличения, начиная с 2011 года, уровня бюджетного финансирования работ по приспособлению городской среды для инвалидов (по сравнению со сложившимися за прошлые годы).
Результат интегрированного воздействия вышеперечисленных факторов позволит сконцентрировать усилия на достижении главной целевой задачи - приспособления для нужд инвалидов и маломобильных граждан 66% (с учетом конструктивных и технических особенностей) общественных зданий, являющихся городскими социально-значимыми объектами.
Общий объем финансирования на 2011 реалистического варианта составляет из бюджета города Москвы - 7,1 млрд. рублей.
Сравнительный анализ предложенных вариантов показал, что оптимистический вариант обеспечивает наиболее высокий уровень качества реабилитационной помощи москвичам в планируемом периоде, но требует и максимальных затрат на реализацию.
Реалистический вариант, позволяющий достичь значительного повышения качества жизни инвалидов при оптимальных затратах, рекомендуется для принятия.
Для осуществления этого варианта разработан комплекс мероприятий по реализации основных задач Программы.