В настоящее время в городе Москве зарегистрировано более 3,8 млн. транспортных средств (ТС), при этом прирост не сокращается и достигает 200 тыс. единиц в год. Учитывая устойчивую тенденцию увеличения, через 10 лет городской парк ТС может возрасти до 5 млн. единиц. Вместе с тем в город ежедневно прибывает от 500 до 600 тыс. ТС из Московской области и других регионов.
Улично-дорожная сеть (УДС) города - это исторически сложившаяся радиально-кольцевая структура и разветвленная сеть улиц и дорог, ограниченная магистралями и естественными преградами (каналы, реки, железные дороги, и т.д.).
Затруднения в движении транспорта обычно возникают на радиальных магистралях в утренние часы при движении ТС в центральную часть города, вместе с тем в вечернее время сначала возникают затруднения в движении в центральной части города и на кольцевых участках, а впоследствии на радиальных магистралях и на УДС, прилегающей к местам массового притяжения ТС (торгово-развлекательные центры и др.) и в так называемых "спальных районах".
Пропускная способность УДС в центральной части города, особенно в пределах Садового кольца, не соответствует существующей интенсивности движения, что является причиной возникновения затруднений в движении ТС. При воздействии внешних факторов, изменении погодных условий, возникновении аварий и дорожно-транспортных происшествий интенсивность движения снижается, что приводит к образованию заторовых ситуаций.
Одной из причин возникновения заторовых ситуаций на радиальных магистралях, помимо внешних факторов, является несогласованная работа светофорных объектов на прилегающей к магистралям территории.
Задержки в движении наземного общественного пассажирского транспорта возникают по тем же причинам.
Перегруженная УДС, все увеличивающиеся затраты времени на поездки общественным пассажирским транспортом при низком уровне комфортности, отсутствие необходимого количества машино-мест для хранения и стоянки (парковки) легковых автомобилей, отсутствие должного контроля за соблюдением правил дорожного движения - все эти факторы не позволяют обеспечить отвечающий современным требованиям уровень транспортного обслуживания в городе Москве.
Для уменьшения количества транспортных заторов объективно необходимы реконструкция наиболее загруженных участков автомагистралей, строительство многоуровневых развязок и обходов наиболее насыщенных городских зон в целях отвода из них транзитных потоков. В то же время, строительные решения обладают высокой капиталоемкостью и требуют значительных затрат времени.
Опыт крупных мегаполисов мира показывает, что строительство новых и реконструкция существующих магистралей и дорог при постоянном росте количества транспортных средств не позволяют полностью сократить разницу между пропускной способностью УДС и уровнем спроса на автомобильные перевозки, т.к. ввод в действие нового участка магистрали приводит к резкому росту осуществляемых по ней перевозок (т.н. явление "отложенного спроса").
В целом ряде случаев в международной практике проблема перегруженности городских автомагистралей решается за счет повышения эффективности управления дорожным движением, в том числе благодаря внедрению и развитию современных интеллектуальных транспортных систем (ИТС), способных обеспечить управление дорожным движением на существующей УДС без увеличения плотности дорожной сети.
Концепция создания ИТС является необходимым базовым документом для выработки решений о подготовке и порядке реализации комплекса мероприятий по ее созданию и дальнейшему развитию.
Концепция создаст основу для формирования объективного представления о наиболее эффективной архитектуре системы.