Действующий

О Концепции развития внешнеэкономических связей города Москвы (внешнеторговое и инвестиционное сотрудничество)

6. Мероприятия по развитию внешнеэкономических связей
города Москвы

Планомерное и целенаправленное развитие ВЭС Москвы и их эффективное участие в социально-экономической жизни города может быть реализовано только при тесном сотрудничестве и четком взаимодействии федеральных органов государственной власти, Правительства Москвы, общественных организаций и объединений, московских предприятий и научных учреждений.

В настоящее время на федеральном уровне идет совершенствование механизма предоставления экспортных кредитов и создание специализированного агентства по их страхованию от коммерческих и политических рисков. Экспортно-ориентированные предприятия смогут получать кредитную и финансовую поддержку по всему производственному циклу, включая приобретение иностранных технологий и лицензий. Наряду со страхованием привлекаемых иностранных инвестиций, получат поддержку прямые инвестиции российских компаний за рубежом, осуществляемые с целью формирования зарубежных центров компетенции, интегрированных в сектора российской экономики. Планируется создание системы федеральных институтов привлечения инвестиций, функционирующих по принципу "одного окна".

В дополнение к этому в городе Москве планируется реализовать комплекс мероприятий, отвечающих конкретным стратегическим задачам развития города. Правительство Москвы обладает полномочиями, достаточными для того, чтобы в рамках действующего законодательства решить широкий круг вопросов, связанных с развитием ВЭС Москвы.

Вместе с тем, ряд вопросов законодательного, нормативного и налогового регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации находятся в компетенции федеральных органов государственной власти. Для их решения Правительству Москвы потребуется инициировать соответствующие обращения на федеральный уровень.

Таким образом, весь комплекс мероприятий, которые Правительству Москвы предстоит реализовать для развития ВЭС Москвы в среднесрочной перспективе, может быть разделен по двум направлениям:

- Мероприятия, в ходе которых требуется решение проблем, относящихся к компетенции федеральных органов государственной власти.

- Мероприятия, реализация которых находится в компетенции органов государственной власти города Москвы.

6.1. Мероприятия, в ходе которых требуется решение проблем, относящихся к компетенции федеральных органов государственной власти

К проблемам, связанным с развитием ВЭС Москвы и находящимся в компетенции федеральных органов государственной власти, относятся:

- совершенствование законодательной базы Российской Федерации в части внешнеэкономической деятельности (внешняя торговля, иностранные инвестиции);

- совершенствование налоговой среды в интересах развития экспортной деятельности и совершенствования системы государственного регулирования иностранных инвестиций;

- развитие и совершенствование государственно-частного партнерства, расширение участия предпринимательского сообщества в области внешнеэкономической политики;

- создание и укрепление кадрового потенциала внешнеэкономической деятельности, в том числе совершенствование образовательных программ, расширение изучения иностранных языков, подготовка и переподготовка государственных гражданских служащих в сфере внешнеэкономической деятельности;

- совершенствование государственной статистической отчетности в целях объективного отражения внешнеэкономической деятельности субъектов Российской Федерации. В частности, планируется подготовить предложения по совершенствованию статистического учета региональной внешнеэкономической деятельности.

В ходе решения указанных проблем необходимо шире использовать право законодательной инициативы города Москва, как одного из основных участников внешнеэкономической деятельности Российской Федерации.

В целях повышения эффективности взаимодействия с федеральными органами государственной власти предполагается расширить участие Правительства Москвы в Межправительственных комиссиях по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству Российской Федерации со странами ближнего и дальнего зарубежья.

Кроме того, следует расширить взаимодействие городских органов исполнительной власти с Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством иностранных дел Российской Федерации, а также посольствами и торговыми представительствами Российской Федерации за рубежом по вопросам торгово-инвестиционного сотрудничества с зарубежными странами.

Важную роль во взаимодействии с федеральными органами государственной власти будет играть Экспертный совет по внешнеэкономическим и международным связям при Мэре и Правительстве Москвы, созданный в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 22 сентября 2009 года N 1011-ПП "Об Экспертном совете по внешнеэкономическим и международным связям при Мэре и Правительстве Москвы".

6.2. Мероприятия, реализация которых находится в компетенции органов государственной власти города Москвы

Для дальнейшего развития ВЭС Москвы необходимы согласованные действия органов государственной власти города Москвы по реализации следующих мероприятий:

6.2.1. Обеспечение модернизации и переоснащения производственно-технологической базы московской промышленности, включая:

- взаимодействие с организациями промышленности в разработке программ модернизации и переоснащения, проведении маркетинговых исследований, подготовке бизнес-планов и распространении инвестиционных предложений, поиске инвесторов и привлечении необходимых иностранных инвестиций. В первую очередь, это относится к производству высокотехнологичной продукции точного и электронного машиностроения, медицинской техники, электротехники и электроники, химической, фармацевтической и пищевой промышленности;

- содействие организациям промышленности в приобретении за рубежом прогрессивных технологий (патентов, лицензий, ноу-хау, научных разработок и т.д.) и современного промышленного оборудования, способного обеспечить энергетически эффективное производство экологически чистой, конкурентоспособной продукции с высокой долей добавленной стоимости;

- реализацию в установленном порядке мер государственной поддержки лизинговой деятельности;

- содействие организациям промышленности в импорте технологий и оборудования, обеспечивающего повышение энергетической и экологической эффективности основного и вспомогательного производства, а также ресурсосбережение;

- разработку перспективных предложений по формированию городских Программ привлечения иностранных инвестиций в модернизацию городского хозяйства, промышленности и социальной сферы, стимулирования и поддержки экспортной деятельности московских предприятий.

6.2.2. Обеспечение совершенствования территориального размещения московской промышленности, включая координацию, информационное и консультационное содействие располагающимся в промышленных зонах города Москвы организациям промышленности и науки в разработке программ и технико-экономических обоснований развития этих организаций (включая международную маркетинговую часть) с учетом видов экономической деятельности и производственной специализации, планируемых для той или иной промышленной зоны;

6.2.3. Обеспечение создания и развития городских промышленных кластеров, включая:

- выработку мер по созданию и развитию в городе Москве городских промышленных кластеров (машиностроения, химических инноваций, медицинской техники, микроэлектроники, приборостроения, фармацевтики и др.);