Реализуемая в Российской Федерации административная реформа предполагает вовлечение в нее широкого круга государственных и муниципальных служащих всех уровней, при этом основным условием успеха реформы становится целенаправленное формирование новых механизмов работы органов исполнительной власти, возможное лишь в рамках эффективной системы управления мероприятиями реформы.
Решение названных проблем требует хорошо скоординированной работы и значительных ресурсов. Именно поэтому, наиболее целесообразным способом решения поставленных задач, является разработка и реализация настоящей общегородской целевой программы.
Основанием для выбора программного метода решения является необходимость:
- централизованного планирования преобразований на всех уровнях управления городом;
- координации, контроля и оперативной корректировке порядка осуществления мероприятий профильным органом исполнительной власти города Москвы, в полной мере ответственным за реализацию мероприятий административной реформы;
- эффективного управления и контроля использования ресурсов, направляемых на осуществление мероприятий.
Использование программного метода дополнит действующие механизмы подготовки и контроля исполнения решений, принимаемых в рамках реализации административной реформы Комиссией по проведению административной реформы в городе Москве и рабочими группами по отдельным направлениям реформы.
Возможная альтернатива использованию программного метода может состоять в реализации системы мер, предполагающих:
- разработку и утверждение плана по осуществлению административной реформы и соответствующих планов для каждого органа исполнительной власти города Москвы;
- принятие всех решений по реализации административной реформы, Правительством Москвы при их предварительном рассмотрении и согласовании на Комиссии по проведению административной реформы в городе Москве;
- организационное обеспечение подготовки и контроля выполняемых мероприятий Аппаратом Мэра и Правительства Москвы.
Между тем, подобный метод реализации комплекса мероприятий административной реформы, требуемых к проведению в городе Москве, в рамках линейного управления, заключающегося в фактическом совмещении обеспечения реализации мероприятий реформы с текущей деятельностью городских органов исполнительной власти и их должностных лиц:
- создаст чрезмерную нагрузку на должностных лиц, занятых выполнением текущих задач и поставит под сомнение возможность реализации задач Программы;
- не позволит осуществлять контроль и координацию хода реализации Программы в силу отсутствия механизмов такого контроля;
- не позволит обеспечить комплексность преобразований в силу прежде всего того, что они должны проводиться скоординированно в различных отраслях городского хозяйства, органах исполнительной власти и их структурных подразделениях;
- не позволит сформировать систему мотивации для проведения мероприятий Программы, для комплексных изменений административных механизмов должностными лицами, ориентированными на выполнение целей и задач текущей деятельности и на поддержание существующих административных механизмов, а не на их изменение;
- не позволит обеспечить контролируемое финансирование преобразований.
В части возможных рисков, связанных с реализацией мероприятий административной реформы, Программа предусматривает их минимизацию, прежде всего, за счет определения статуса Программы, механизмов организации управления Программой, а также за счет внедряемых механизмов управления по результатам, мониторинга хода административной реформы, распространения лучшей практики реализации мероприятий административной реформы и подготовки кадров для ее осуществления.
Наиболее существенными рисками, связанными с реализацией Программы являются:
1. Риск запаздывания реализации мероприятий административной реформы, предусмотренных Программой, по причине начала реализации Программы в максимально сжатые сроки с использованием пилотных проектов, в период, когда на федеральном уровне проведение аналогичных мероприятий уже находится в стадии завершения.
Дальнейшее игнорирование необходимости масштабного процесса присоединения города Москвы к проводимой в Российской Федерации административной реформе, спектр мероприятий которой значительно шире реализуемых в столице мер, может поставить город в невыгодные условия по отношению к субъектам РФ, утвердившим и реализующим свои региональные программы в сфере административной реформы.
Успешные модели, формы и методы организации деятельности органов власти таких субъектов могут быть приняты на федеральном уровне за основу и принудительно внедрены на территории Москвы без учета специфики сложившейся в городе системы государственного управления.
С целью минимизации этого риска в состав Программы (приложения) включены разработанные и готовые к реализации (внедрению) методики (регламенты, порядки, рекомендации) проведения приоритетных мероприятий административной реформы.
2. Риск недостаточной общественной поддержки административной реформы и Программы.
Общественная поддержка является принципиально важным условием для реализации многих, предусмотренных Программой мероприятий административной реформы.
В этой связи Программой определены измеряемые показатели результативности административной реформы как в целом по Программе, так и отдельно по всем ее направлениям, а также предусмотрен их существенный рост по годам осуществления, начиная с первого года реализации.
Многие из планируемых результатов реализации Программы напрямую связаны с интересами большинства жителей города и предпринимательского сообщества. Прежде всего, это относится к повышению качества предоставления государственных услуг. Достижение планируемых показателей повышения качества государственных услуг должно стать существенным фактором роста ее общественной поддержки.
Программой предусматривается создание систем постоянно действующего мониторинга результативности ее мероприятий и информационной открытости результатов мониторинга, как и всего хода административной реформы.