Развитие дорожной сети муниципального образования город Краснодар с учетом сложившейся застройки и намеченного освоения новых территорий определено Генеральным планом, предусматривающим перспективное развитие магистральных автодорог общегородского и районного значения, а также основных улиц местного значения, строительства объездных магистралей, отвечающих требованиям безопасности.
Концепцией Генерального плана предусматривается:
активное перемещение на новые территории городского строительства на север и восток, в том числе общественно-деловых и производственно-коммунальных зон параллельно во времени с реконструкцией города, занимая под развитие, резервные направления, определенные концепцией Генерального плана города Краснодара;
в условиях максимальной мобильности населения, увеличения транспортных передвижений создание, во-первых, условий доступности до центра 45 минут, во-вторых, создание скоростных транспортных коридоров, как внешних, так и внутренних.
Проектное решение организации улично-дорожной сети и транспорта представлено внешними дорогами для пропуска транзитного транспорта, которые представляют автомагистрали республиканского и территориального значения направлением север-юг - "Дон-4", запад-восток - Темрюк - Краснодар - Кропоткин и три кольцевые дороги, проходящие на разном расстоянии от города Краснодара.
Транспортный коридор север-юг представлен существующей автодорогой М-4 "Дон" с выходом по направлению г. Майкоп - г. Сочи, г. Краснодар - г. Туапсе, г. Краснодар - Геленджикская группа курортов, г. Новороссийск, г. Анапа, г. Темрюк, а также г. Ростов - г. Ейск - Львовская - г. Абинск - г. Геленджик - г. Новороссийск - г. Анапа. Транспортный коридор запад-восток представлен автодорогой "г. Темрюк - г. Краснодар - г. Кропоткин - граница Ставропольского края".
Магистраль соединяет Азовские порты с Краснодаром и Краснодар с восточными районами и странами ближнего зарубежья.
Интегрированное пространство муниципального образования город Краснодар и агломерации, расположенные на республиканских магистралях, формируют въезды в городской округ и обходные кольцевые дороги.
Транспортная структура муниципального образования город Краснодар характеризуется как радиально-кольцевая, с развитыми диаметрами север-юг и запад-восток. Сельские населенные пункты в пределах городского округа взаимосвязаны поселковыми дорогами, имеющими выходы на внешние дороги.
Поселковые дороги проектируются в основном по существующим дорогам в соответствии с землепользованием сельских территорий.
Сельские населенные пункты в границах муниципального образования город Краснодар проектируются по принципу: организация дороги для обхода транзитного движения (независимо от величины потока автомашин) и движения сельскохозяйственной техники; продолжение существующих и соединение дорог и улиц на прирезаемых по генплану территориях к поселению, выделением пешеходно-транспортной зоны и главной улицы поселения.
Улично-дорожная сеть города Краснодара представлена системой магистральных улиц общегородского значения регулируемого и непрерывного движения, меридиального и широтного направления. Расстояние между общегородскими магистралями непрерывного движения >= 3 км, регулируемого движения 1,5 - 2 км. Общегородские магистрали имеют выходы на внешние дороги.
В настоящее время существующая улично-дорожная сеть характеризуется насыщением автотранспортом существующей уличной сети города и главных направлений внешних автомобильных дорог. Проектом предусматривается расширение проезжих частей улиц, транспортные развязки в разных уровнях, строительство путепроводов и тоннелей, строительство новых улиц в направлении развития жилых общественных и производственных зон.
Также необходимо создание эффективной улично-дорожной сети на новых перспективных территориях, которыми располагает городской округ муниципального образования город Краснодар. Предусматривается пересечение магистральных улиц, максимально в разных уровнях, увеличивается плотность дорог непрерывного движения, ширину улиц принять с проезжей частью от 6 полос движения.
Предлагается перспективный скоростной транспортный диаметр (запад-восток) через районы, располагаемые на территории выносимого военного аэродрома и территории, находящиеся под влиянием его ограничений для застройки. Устройство этого скоростного направления объединяет все внешние и внутригородские, скоростные дороги улицы города.
На нем располагаются: новый общегородской центр, общественные и деловые центры, места приложения труда, жилая, коммунальная застройки, выходы к рекреационной зоне и поселениям агломерации. Противопоставление линейного развития нового района города, радиально-кольцевому, дает новое направление развитию города, созданию открытого городского центра. Развитие улично-дорожной сети обслуживает жилые, общественно-деловые, производственно-коммунальные зоны, в совокупности с развитием инженерной инфраструктуры.
В проекте предлагается улично-дорожная сеть с нормативной плотностью магистралей, с характерной для города сеткой магистральных улиц, объединяющих места проживания и места приложения труда, места учебных заведений, рекреации, для организации транспортных передвижений.
Транспортные передвижения складываются из пассажирских и грузовых, внутригородских, транзитных и маятниковых.
Для грузовых передвижений предусмотрены дороги в промзонах, внешних дорогах, грузовые транспортные терминалы на входах в город.
Транзитное движение, составляющее около 14% от городского транспортного потока, входит и выходит из города по магистралям непрерывного движения.
Пассажирские потоки складываются из следующих целей передвижений населения: гостевых, трудовых, деловых, студенческих, культурно-бытовых, рекреационных. Величина пассажирского потока зависит от расселения, от плотности расселения и размещения мест тяготения, является непостоянной величиной в структуре улиц, консервативных для изменений.
Для эффективной организации транспорта необходимо создавать скоростной каркас улиц (магистрали непрерывного движения транспортных средств) в пределах муниципального образования, который воспринимает изменения в расселении или организации новых зон тяготения, связан с внешними дорогами.
Организация улично-дорожной сети согласно Генеральному плану в центральной части города Краснодара предусматривает:
организацию кольцевого движения вокруг общественного центра, расположенного вдоль ул. Красной;
сохранение исторически сложившейся сетки улиц;
обход центра транзитными транспортными потоками;
использование подземного пространства для пересечений в разных уровнях, заглубление отдельных участков дорог, многоуровневых автостоянок, общественных центров;
организацию монорельсового движения над проезжими частями;