Недействующий

     

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 2 сентября 1996 года N ВГ-6-05/619


[Временные рекомендации по проверке соблюдения налогового
законодательства коммерческими банками]

____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2002 года на основании
письма МНС России от 6 июня 2002 года N ВГ-6-02/800
____________________________________________________________________

В соответствии с пунктом 19 Национального плана проверок налогоплательщиков (II этап), Госналогслужба России поручает провести выборочную проверку двух банков или филиалов по соблюдению налогового законодательства за период 1995 года и I полугодие 1996 года.

Материалы проверки, с учетом информации по приложению N 3, вместе с копиями актов проверок и принятыми по ним решениями, представить в Управление методологии налогообложения кредитно-финансовых учреждений и операций с ценными бумагами до 1 октября 1996 года (контактный телефон: 200-06-39).

При этом направляем для использования в практической работе аналитическую записку (без таблицы), по результатам проведения сплошной проверки "Уникомбанка" и его филиалов в апреле-мае т.г. по вопросам соблюдения налогового законодательства за период 1994-1995 годов.

Главный государственный советник
 налоговой службы
 В.В.Гусев


Приложение 4. Аналитическая записка по проверке "Уникомбанка" и его филиалов не приводится.

Приложение N 1
 к письму Государственной
 налоговой службы
 Российской Федерации
 от 2 сентября 1996 года N ВГ-6-05/619


Временные рекомендации по проверке соблюдения
налогового законодательства коммерческими банками

При проверке коммерческих банков по соблюдению налогового законодательства следует руководствоваться Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" с учетом изменений и дополнений, Инструкцией "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" от 10 августа 1995 года N 37, Положением об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 1994 года N 490.

Целью проверки коммерческих банков является соблюдение налогового законодательства, по обеспечению полного и своевременного внесения налогов и других обязательных платежей в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды.

Проверка кредитной организации должна начинаться с предъявления налоговыми инспекциями своих полномочий руководству банка (филиала).

Перед началом проверки проверяющие должны запросить у руководства банка распечатку всех счетов, которые задействованы в работе банка, подписанную главным бухгалтером или его заместителем.

При проверке проверяющий должен сверить представленные коммерческим банком (филиалом) в налоговый орган расчеты по начисленным налогам и сборам и данные о внесенных банком платежах с данными, которые находятся в банке.

При проверке доходов банка для целей налогообложения следует руководствоваться Положением об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 1994 года N 490.

Все доходы банка в соответствии с правилами бухгалтерского учета в банковской деятельности относятся на балансовый счет 960 "Доходы банка".

При проверке доходов банка следует обратить внимание, были ли случаи, когда банку передавались безвозмездно основные средства, материальные и нематериальные активы юридическими и физическими лицами и все ли факты безвозмездной передачи отражены по дебету балансового счета N 960.

При безвозмездной передаче необходимо проверить наличие подтверждающих документов реального отражения в балансе стоимости средств, материальных и нематериальных активов.

Проверить, все ли суммы отражены по дебету балансового счета N 960 от реализации банком основных средств, малоценки и иного имущества, принадлежащего банку.

Обратить внимание, что доходы в виде положительных курсовых разниц от переоценки облигаций федерального займа (ОФЗ), включаются в налогооблагаемую базу (убытки, полученные в виде отрицательных курсовых разниц от переоценки ОФЗ, не уменьшают налогооблагаемую базу).

Проверить балансовые счета N 904 "Дебиторы и кредиторы" и счет N 943 "Доходы будущих периодов", где могут находиться суммы под предлогом не внесенных сумм или доходы, которые следует отнести на счет 960, а они продолжают оставаться на счете "Доходы будущих периодов".

В состав доходов, при исчислении налогооблагаемой базы должны быть включены денежные средства, передаваемые учредителями на восполнение резервного фонда, а также суммы, возвращенные Центробанком России, зарезервированные и подлежащие льготированию до 1 января 1994 года отчисления, которые уменьшали налогооблагаемую базу.

Компенсация разницы в процентах по ссудам, выдаваемым работникам банка, возмещение разницы при продаже наличной иностранной валюты, включая продажу валюты работникам банка, по курсу более низкому, чем установленный в этот день для сторонних покупателей, увеличивает налогооблагаемую базу банка расчетным путем, без бухгалтерских проводок.

Особенно следует обратить внимание на затраты (расходы), связанные с банковской деятельностью, которые отражаются на балансовых счетах N 970 "Операционные и разные расходы" и N 971 "Расходы на содержание аппарата управления", т.к. не все расходы отраженные по указанным счетам уменьшают налогооблагаемую базу банка.

Кроме того, при определении налогооблагаемой базы банка следует руководствоваться Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 года N 552 и изменениями и дополнениями, внесенными в указанное Положение постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 1995 года N 661.

Во втором разделе Положения N 490 указаны расходы, которые уменьшают налогооблагаемую базу банка. Необходимо обратить внимание:

- п.21 Положения

Обязательные отчисления в государственные внебюджетные фонды, начисленные на заработную плату, выплаченную за счет прибыли, оставшейся в распоряжении банка после уплаты налогов, не уменьшают налогооблагаемую базу, относятся за счет того же источника, за счет которого была выплачена заработная плата.

- п.22 Положения

Платежи по обязательному страхованию имущества банка и его работников по состоянию на 1 января 1996 года не уменьшали налогооблагаемую базу, т.к. отсутствовали соответствующие законодательные нормы.

- п.23 Положения

Начисленные и уплаченные проценты по вкладам граждан уменьшают налогооблагаемую базу в том случае, если проценты начислены и разнесены по лицевым счетам и сделаны соответствующие бухгалтерские проводки.

В том случае, когда по условиям вклада начисленные проценты не причисляются ко вкладу (детские вклады до достижения им восемнадцати лет и т.п.), то начисленные проценты по таким вкладам уменьшают налогооблагаемую базу в том периоде, когда они будут выплачены.

- п.п.25, 26, 27 Положения

Начисленные и уплаченные проценты по указанным пунктам уменьшают налогооблагаемую базу в пределах ставки Центробанка России, увеличенной на три пункта.

Согласно п.11 письма Минфина России, Госналогслужбы России от 21 сентября 1994 года N 130, от 23 сентября 1994 года N НП-6-01/362 начисленные и уплаченные проценты по ранее заключенным договорам уменьшают налогооблагаемую базу в пределах ставки Центробанка России, действовавшей на дату их заключения, увеличенной на три пункта.

В том случае, если в кредитном договоре предусмотрена запись об изменении процентной ставки, в зависимости от изменения ставки Центробанка России, то в кредитный договор вносится изменение и для целей налогообложения, с момента заключенного дополнительного соглашения к кредитному договору, принимается вновь введенная ставка Центробанка России.

Начисленные и уплаченные проценты по просроченным ссудам не уменьшают налогооблагаемую базу банка.

- п.п.31, 32, 33 Положения

Начисленный износ по основным средствам, малоценным и быстроизнашивающимся предметам, нематериальным активам уменьшает налогооблагаемую базу в том случае, если они имеют прямое отношение к банковской деятельности.

Начисленный износ по предметам социально-культурного и бытового назначения не уменьшает налогооблагаемую базу.

- п.34 Положения

Расходы, связанные с арендой имущества у физических лиц, не уменьшают налогооблагаемую базу.

- п.36 Положения

По расходам, указанным в подпунктах а, б, в, г данного пункта, наличие утвержденной сметы обязательно, как по головному банку, так и по филиалам.

Смета расходов может превышать установленные нормы расходов для этих целей, но на уменьшение налогооблагаемой базы должно приниматься только в пределах норм, установленных для каждого вида расходов.

При определении правильности отнесения затрат по представительским расходам, расходам на рекламу следует руководствоваться письмами Минфина России от 6 октября 1992 года N 94, от 29 апреля 1994 года N 56.

Вся сумма представительских расходов должна быть подтверждена первичными документами:

- платежное поручение и счета с указанием состава расходов, количества, цены и стоимости приобретаемых товаров или вида и стоимости их услуг;

- при оплате наличными деньгами - выписанный счет (мягкий чек) с указанием количества, цены, стоимости приобретаемых товаров (услуг) и кассовый чек, подтверждающий, что указанные расходы оплачены.

Представительские расходы принимаются в уменьшение налогооблагаемой базы при наличии оформленного акта с указанием даты, места и программы встречи, приглашенных лиц, участников со стороны банка и приложенных к акту оправдательных документов.

Следует особо обратить внимание, не проводятся ли презентации, юбилеи, праздничные мероприятия под видом представительских расходов. Все подобные расходы, в соответствии с пунктом 67 Положения, относятся за счет прибыли, оставшейся в распоряжении банка после уплаты налогов.

Не уменьшают налогооблагаемую базу расходы, произведенные работниками банка по приему представителей других банков, предприятий во время служебных командировок, в том числе за границей.

Командировочные расходы относятся на уменьшение налогооблагаемой базы в пределах нормативов, установленных Минфином России, если они связаны с банковской деятельностью.

Командировочные расходы, связанные с созданием филиалов, не уменьшают налогооблагаемую базу.

Нормы командировочных расходов в странах бывшего СССР установлены:

- постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1993 года N 1261;

- письмами Минфина России от 15 июля 1994 года N 92; от 20 апреля 1993 года N 52; от 1 августа 1994 года N 102.

- п.37 Положения

Расходы по подготовке повышения квалификации и переподготовке банковских работников принимаются в уменьшение налогооблагаемой базы при наличии:

- договора с учебным заведением, имеющим лицензию Госкомобразования Российской Федерации;

- наличия у банка (филиала) сметы расходов по повышению квалификации банковских работников;

- наличие подтверждающих документов, что работник банка прошел обучение.

При обучении за границей необходимо:

- наличие вызова из-за границы;

- подтверждающие документы об оплате фирме, производившей обучение;

- наличие подтверждающего документа о прохождении работником обучения (сертификат, диплом и т.п.).

Расходы по подготовке кадров, уменьшающие налогооблагаемую базу, не должны превышать двух процентов годового фонда заработной платы.

- п.38 Положения

Расходы по оказанию аудиторских услуг принимаются в уменьшение налогооблагаемой базы только, если они связаны с подтверждением годового бухгалтерского отчета.

- п.39 Положения

Расходы по маркетинговым и посредническим услугам, связанные с привлечением и размещением кредитных ресурсов, не уменьшают налогооблагаемую базу.

- п.50 Положения

Порядок формирования и использования резервов на возможные потери по ссудам установлен письмом Центрального банка Российской Федерации от 20 декабря 1994 года N 130-а с учетом изменений, внесенных письмом от 1 ноября 1995 года N 294.

Указанный резерв учитывается на балансовом счете N 945 "Резерв на возможные потери по ссудам" и относится на расходы банка (балансовый счет 970 "Операционные и разные расходы").

Указанный порядок не регулирует налогообложение по резервам на возможные потери по ссудам.

Налогообложение регулируется пунктом 2 телеграммы Госналогслужбы России, Минфина России и Центробанка России от 6 июня 1995 года N НП-6-01/315, N 04-01-21, N 73-95 с 1 января 1995 года.

С 1 января 1995 года не уменьшили налогооблагаемую базу:

- суммы отчислений в резерв на возможные потери по ссудам, отнесенных к первой и второй группам риска;

- суммы отчислений в резерв на возможные потери по ссудам (отнесенных к остальным группам риска), выданным под гарантию Правительства Российской Федерации (субъектов Российской Федерации), а также по просроченным ссудам, по которым не было принято мер ко взысканию в установленном порядке:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»