Недействующий

ГУБЕРНАТОР ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 декабря 2001 года N 731

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧЕТА И КОНТРОЛЯ РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ И РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ НА ТЕРРИТОРИИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Губернатора Челябинской области от 17.05.2017 N 105, вступившего в силу со дня официального опубликования (опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 18.05.2017).
____________________________________________________________________

Изменение:

Постановление Губернатора Челябинской области от 31.08.2004 N 472; НГР: ru74000200400200

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 1997 года N 1298 "Об утверждении Правил организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов", Положением о государственном учете и контроле радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в Российской Федерации, утвержденным Министром Российской Федерации по атомной энергии 11 октября 1999 года и в целях эффективного ведения государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов на территории Челябинской области

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить прилагаемое Положение о системе государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов на территории Челябинской области.

2. Организацию выполнения настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Челябинской области Г.Н. Подтесова.

Губернатор
Челябинской области
П.И.СУМИН


Утверждено
постановлением
Губернатора
Челябинской области
от 27 декабря 2001 г. N 731


ПОЛОЖЕНИЕ О СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧЕТА И КОНТРОЛЯ РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ И РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ НА ТЕРРИТОРИИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

В ред. постановления губернатора Челябинской области от 31.08.2004 N 472; НГР: ru74000200400200

1. Общие положения


1.1. Настоящее Положение разработано в обеспечение выполнения требований Федерального закона "Об использовании атомной энергии" от 21 ноября 1995 года N 170-ФЗ (абзац 9 статьи 11, статья 22), Федерального закона "О радиационной безопасности населения" от 9 января 1996 года N 3-ФЗ (абзац 13 статьи 6), "Правил организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 1997 N 1298 и в соответствии с Положением о государственном учете и контроле радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в Российской Федерации, утвержденным Министром Российской Федерации по атомной энергии 11 октября 1999 года.

1.2. Функционирование системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов на территории Челябинской области (далее - Государственная система) основано на взаимодействии Челябинского информационно - аналитического центра учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов (далее - Центр) с подотчетными организациями, Центральным информационно - аналитическим центром учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов Минатома России (далее - ЦИАЦ) и иными территориальными организациями для обеспечения полноты и достоверности информации по вопросам государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.

1.3. Функции органа управления в Государственной системе на территории Челябинской области в соответствии с Постановлением Губернатора Челябинской области от 23.02.2001 г. N 115 "Об информационно - аналитическом центре учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов" осуществляет Министерство по радиационной и экологической безопасности Челябинской области (далее - Главное управление), в структуре которого создан Центр.

В ред. постановления Губернатора Челябинской области от 31.08.2004 N 472; НГР: ru74000200400200

1.4. Настоящее положение определяет структуру, порядок функционирования и основные цели Государственной системы на территории Челябинской области, а также отражает взаимодействие Центра с ЦИАЦ, подотчетными и иными территориальными организациями.

2. Основные цели и задачи Центра в Государственной системе


2.1. Целью создания Центра в структуре Главного управления, как органа управления в Государственной системе на областном уровне, является обеспечение функционирования Государственной системы в Челябинской области, создание ее программно - технического и информационно - аналитического обеспечения, организация взаимодействия с ЦИАЦ, с территориальными органами Госсанэпиднадзора, Госатомнадзора России, МВД России, МЧС России, Государственного таможенного комитета.

2.2. Основными задачами Центра являются:

1) сбор информации о радиоактивных веществах и радиоактивных отходах (далее - РВ и РАО), поступающей от предприятий и организаций (далее - организации) всех форм собственности, расположенных на территории Челябинской области, и ее занесение в соответствующие базы данных;

2) обработка, обобщение и анализ полноты и достоверности поступающей в Центр информации, в том числе с использованием данных территориальных надзорных органов, результатов инвентаризации РВ и РАО в организациях, инспекционных проверок;

3) подготовка в установленные сроки данных оперативного учета и контроля РВ и РАО и передача их по электронным линиям связи (в виде баз данных и формализованных файлов) в ЦИАЦ;

4) подготовка в установленные сроки данных для представления в Госкомстат России по формам государственного статистического наблюдения по согласованному перечню;

5) подготовка и представление информации для органов исполнительной власти Челябинской области о наличии, состоянии и перемещении РВ и РАО, об их экспорте и импорте с целью информационной поддержки принятия государственных управленческих решений по обращению с РВ и РАО на областном уровне;

6) разработка и согласование нормативных актов Челябинской области для поддержания государственного учета и контроля РВ и РАО на областном уровне;

7) взаимодействие с территориальными органами надзора и контроля в части обеспечения радиационной безопасности и сохранности РВ и РАО;

8) осуществление методического руководства и оказание консультационной помощи организациям по вопросам учета и контроля РВ и РАО;

9) подготовка предложений по совершенствованию Государственной системы в организациях;

10) анализ эффективности и обобщение опыта практического применения Государственной системы на территории Челябинской области;

11) подготовка совместно с территориальными органами Госатомнадзора России, Госсанэпиднадзора России предложений по обеспечению радиационной безопасности при производстве, обращении и использовании РВ и РАО для внесения в проекты областных программ по обеспечению радиационной безопасности населения Челябинской области, проекты областных программ экономического и социального развития;

12) участие в разработке и внесение в установленном порядке на рассмотрение органов исполнительной власти Челябинской области предложений к действующим и вновь принимаемым областным законодательным и иным правовым и нормативным актам по вопросам обеспечения радиационной безопасности при производстве, обращении и использовании РВ и РАО, функционированию Государственной системы в Челябинской области.

3. Организация учета и контроля РВ и РАО


3.1. Одной из основных функций Центра является сбор информации о РВ и РАО от организаций области и ее передача в ЦИАЦ. Учет и контроль в организациях должен осуществляться в соответствии с "Типовым положением об учете и контроле РВ и РАО в организации в рамках Государственной системы". Предусматривается три различных способа организации учета и контроля:

1) организации, имеющие на балансе свыше 50 единиц объектов учета и контроля, осуществляют в обязательном порядке компьютерный учет и контроль;

2) организации, имеющие на балансе от 20 до 50 единиц объектов учета и контроля, могут вести компьютерный учет и контроль, как с помощью программных средств, так и с помощью специальных электронных журналов (текстовые файлы системы WORD 6/7 в виде таблиц);

3) организации с небольшим объемом производства/потребления РВ/РАО (до 20 единиц объектов учета и контроля) могут осуществлять "бумажный" учет по специальным учетным формам и бланкам.

3.2. В организациях, имеющих на балансе более 50 единиц объектов учета, устанавливается единое программное обеспечение в рамках Государственной системы.

3.3. Подотчетные организации представляют в Центр ежегодную отчетность по формам федерального государственного статистического наблюдения N 2-тп (радиоактивные вещества) и N 2-тп (радиоактивность), утвержденным приказом Министра по атомной энергии N 762 от 08.12.2000 г., до 25 января года, следующего за отчетным.

3.4. Подотчетные организации, осуществляющие деятельность, связанную с использованием, перемещением источников ионизирующего излучения (далее - ИИИ) представляют в Центр оперативную информацию по формам представления оперативной информации по учету и контролю РВ и РАО, утвержденным приказом Министра по атомной энергии N 449 от 24.07.2000 г., в 10-дневный срок после изменения местоположения и/или состояния НИИ; организации, осуществляющие деятельность, связанную с производством, переработкой, хранением и захоронением ИИИ отчитываются не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

3.4. Обработка поступающей в Центр информации должна выполняться только в виде компьютерных баз данных определенной структуры. Всю собранную от организаций информацию (оперативную и ежегодную интегральную), сверенную с данными из других источников (Центр Госсанэпиднадзора в Челябинской области, Южно - Уральский отдел инспекций УМТО Госатомнадзора России, Челябинская таможня, территориальные органы УВД, МЧС) в виде баз данных той же структуры, сопровождаемых определенными формами учета и контроля, Центр должен передавать в ЦИАЦ.

3.5. Центр представляет в ЦИАЦ оперативную информацию в 10-дневный срок после получения информации от подотчетных организаций; годовую отчетность - не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.

4. Взаимодействие Центра с ЦИАЦ


4.1. ЦИАЦ осуществляет научно - методическое руководство деятельностью Центра в части:

- разработки и внедрения нормативно - правовых документов, определяющих порядок функционирования Государственной системы территориального уровня;

- формирования структуры и состава информации о РВ и РАО (включая формы оперативного и ежегодного учета), собираемой от организаций и передаваемой в ЦИАЦ;

- согласования порядка и сроков проведения инвентаризации РВ и РАО в организациях региона (включая перечень организаций, охватываемых инвентаризацией);

- формирования структуры, состава и функций программного обеспечения (включая структуры баз и банков данных), обеспечивающих функционирование Государственной системы территориального уровня;

- организации взаимодействия Государственной системы с территориальными надзорными и таможенными органами;

- использования методик и аппаратуры для определения количества, активности, радионуклидного состава РВ и РАО, находящихся в местах нахождения и хранения.

4.2. Центр передает оперативную и ежегодную информацию о РВ и РАО в ЦИАЦ в виде баз данных по электронным линиям связи;

4.3. ЦИАЦ обеспечивает Центр нормативно - правовыми и методическими материалами, обеспечивающими функционирование Государственной системы территориального уровня.

5. Взаимодействие Центра с иными территориальными организациями в рамках Государственной системы

Взаимодействие Центра с иными территориальными организациями осуществляется с целью:

1) разработки мероприятий по предотвращению воздействия РВ и РАО на население и окружающую среду - с Центром Госсанэпиднадзора в Челябинской области, Южно - Уральским отделом инспекций УМТО Госатомнадзора России, Главным управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Челябинской области;

2) организации поиска утраченных или установления происхождения найденных на территории Челябинской области РВ и РАО - с Главным управлением внутренних дел Челябинской области, территориальными органами таможни;

3) информационного обмена в части сохранности РВ и РАО.

5.1. Взаимодействие Центра с территориальными органами Госсанэпиднадзора

5.1.1. Важнейшим элементом функционирования Государственной системы на территории области является оперативное взаимодействие Центра с Центром Госсанэпиднадзора в Челябинской области, что позволит систематически осуществлять взаимную проверку достоверности и полноты информации, представляемую организациями.

5.1.2. Между Центром и Центром Госсанэпиднадзора в Челябинской области в части государственного учета и контроля РВ и РАО заключается соглашение о взаимодействии на основе "Соглашения о взаимодействии в области регулирования радиационной безопасности при использовании атомной энергии между Минатомом России и Минздравом России в части контроля и учета РВ и РАО".

5.1.3. Взаимодействие Центра с Центром Госсанэпиднадзора в Челябинской области осуществляется по следующим направлениям:

- использование существующей информационной базы Центра Госсанэпиднадзора в Челябинской области в части учета источников ионизирующего излучения для первоначального информационного наполнения Государственной системы на территориальном уровне;

- использование данных учета Государственной системы и данных Центра Госсанэпиднадзора в Челябинской области для взаимной сверки информации о РВ и РАО;

- организация совместного функционирования Государственной системы с системой радиационно - гигиенической паспортизации организаций на единой информационной основе;

- единое программное обеспечение в рамках Государственной системы;

- организация и осуществление совместных проверок и комиссий по расследованию радиационных инцидентов на территории Челябинской области, связанных с сохранностью РВ и РАО.

5.2. Взаимодействие Центра с территориальными органами таможни

5.2.1. В силу того, что значительное количество РВ и РАО (главным образом, в составе закрытых радионуклидных источников), произведенных и/или используемых в России пересекает таможенные границы в том или ином направлении, организация взаимодействия Государственной системы с таможенными органами имеет большое значение для ее полноты и замкнутости.

5.2.2. Между Центром и территориальными органами таможни заключается соглашение о взаимодействии в части государственного учета и контроля РВ и РАО на основе "Соглашения о взаимодействии между Минатомом России и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации в части контроля и учета РВ и РАО".

5.2.3. В рамках взаимодействия Центра с территориальными органами таможни обеспечивается:

- представление территориальными органами таможни в Центр сведений о перемещении РВ и РАО через таможенную границу в согласованной форме;

- организация совместного функционирования Государственной системы с системой таможенных деклараций на единой информационной основе;

- организация и осуществление совместных комиссий по контролю за перемещением РВ и РАО через таможенную границу.

5.3. Взаимодействие Центра с территориальными органами УВД

5.3.1. По существующей на сегодняшний день схеме учета и контроля, органы Управления внутренних дел при обращении с РВ и РАО выполняют функции по регистрации хищений, незаконного оборота РВ и РАО, а также проводят следственно - оперативные мероприятия по их поиску. Эта информация должна использоваться в Центре как неотъемлемая часть Государственной системы.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»