ГУБЕРНАТОР ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 декабря 2001 года N 731
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧЕТА И КОНТРОЛЯ РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ И РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ НА ТЕРРИТОРИИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Губернатора Челябинской области от 17.05.2017 N 105, вступившего в силу со дня официального опубликования (опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 18.05.2017).
____________________________________________________________________
Изменение:
Постановление Губернатора Челябинской области от 31.08.2004 N 472; НГР: ru74000200400200
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 1997 года N 1298 "Об утверждении Правил организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов", Положением о государственном учете и контроле радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в Российской Федерации, утвержденным Министром Российской Федерации по атомной энергии 11 октября 1999 года и в целях эффективного ведения государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов на территории Челябинской области
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить прилагаемое Положение о системе государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов на территории Челябинской области.
2. Организацию выполнения настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Челябинской области Г.Н. Подтесова.
Губернатор
Челябинской области
П.И.СУМИН
ПОЛОЖЕНИЕ О СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧЕТА И КОНТРОЛЯ РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ И РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ НА ТЕРРИТОРИИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
В ред. постановления губернатора Челябинской области от 31.08.2004 N 472; НГР: ru74000200400200
1.1. Настоящее Положение разработано в обеспечение выполнения требований Федерального закона "Об использовании атомной энергии" от 21 ноября 1995 года N 170-ФЗ (абзац 9 статьи 11, статья 22), Федерального закона "О радиационной безопасности населения" от 9 января 1996 года N 3-ФЗ (абзац 13 статьи 6), "Правил организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 1997 N 1298 и в соответствии с Положением о государственном учете и контроле радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в Российской Федерации, утвержденным Министром Российской Федерации по атомной энергии 11 октября 1999 года.
1.2. Функционирование системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов на территории Челябинской области (далее - Государственная система) основано на взаимодействии Челябинского информационно - аналитического центра учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов (далее - Центр) с подотчетными организациями, Центральным информационно - аналитическим центром учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов Минатома России (далее - ЦИАЦ) и иными территориальными организациями для обеспечения полноты и достоверности информации по вопросам государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.
1.3. Функции органа управления в Государственной системе на территории Челябинской области в соответствии с Постановлением Губернатора Челябинской области от 23.02.2001 г. N 115 "Об информационно - аналитическом центре учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов" осуществляет Министерство по радиационной и экологической безопасности Челябинской области (далее - Главное управление), в структуре которого создан Центр.
В ред. постановления Губернатора Челябинской области от 31.08.2004 N 472; НГР: ru74000200400200
1.4. Настоящее положение определяет структуру, порядок функционирования и основные цели Государственной системы на территории Челябинской области, а также отражает взаимодействие Центра с ЦИАЦ, подотчетными и иными территориальными организациями.
2.1. Целью создания Центра в структуре Главного управления, как органа управления в Государственной системе на областном уровне, является обеспечение функционирования Государственной системы в Челябинской области, создание ее программно - технического и информационно - аналитического обеспечения, организация взаимодействия с ЦИАЦ, с территориальными органами Госсанэпиднадзора, Госатомнадзора России, МВД России, МЧС России, Государственного таможенного комитета.
2.2. Основными задачами Центра являются:
1) сбор информации о радиоактивных веществах и радиоактивных отходах (далее - РВ и РАО), поступающей от предприятий и организаций (далее - организации) всех форм собственности, расположенных на территории Челябинской области, и ее занесение в соответствующие базы данных;
2) обработка, обобщение и анализ полноты и достоверности поступающей в Центр информации, в том числе с использованием данных территориальных надзорных органов, результатов инвентаризации РВ и РАО в организациях, инспекционных проверок;
3) подготовка в установленные сроки данных оперативного учета и контроля РВ и РАО и передача их по электронным линиям связи (в виде баз данных и формализованных файлов) в ЦИАЦ;
4) подготовка в установленные сроки данных для представления в Госкомстат России по формам государственного статистического наблюдения по согласованному перечню;
5) подготовка и представление информации для органов исполнительной власти Челябинской области о наличии, состоянии и перемещении РВ и РАО, об их экспорте и импорте с целью информационной поддержки принятия государственных управленческих решений по обращению с РВ и РАО на областном уровне;
6) разработка и согласование нормативных актов Челябинской области для поддержания государственного учета и контроля РВ и РАО на областном уровне;
7) взаимодействие с территориальными органами надзора и контроля в части обеспечения радиационной безопасности и сохранности РВ и РАО;
8) осуществление методического руководства и оказание консультационной помощи организациям по вопросам учета и контроля РВ и РАО;
9) подготовка предложений по совершенствованию Государственной системы в организациях;
10) анализ эффективности и обобщение опыта практического применения Государственной системы на территории Челябинской области;
11) подготовка совместно с территориальными органами Госатомнадзора России, Госсанэпиднадзора России предложений по обеспечению радиационной безопасности при производстве, обращении и использовании РВ и РАО для внесения в проекты областных программ по обеспечению радиационной безопасности населения Челябинской области, проекты областных программ экономического и социального развития;
12) участие в разработке и внесение в установленном порядке на рассмотрение органов исполнительной власти Челябинской области предложений к действующим и вновь принимаемым областным законодательным и иным правовым и нормативным актам по вопросам обеспечения радиационной безопасности при производстве, обращении и использовании РВ и РАО, функционированию Государственной системы в Челябинской области.
3.1. Одной из основных функций Центра является сбор информации о РВ и РАО от организаций области и ее передача в ЦИАЦ. Учет и контроль в организациях должен осуществляться в соответствии с "Типовым положением об учете и контроле РВ и РАО в организации в рамках Государственной системы". Предусматривается три различных способа организации учета и контроля:
1) организации, имеющие на балансе свыше 50 единиц объектов учета и контроля, осуществляют в обязательном порядке компьютерный учет и контроль;
2) организации, имеющие на балансе от 20 до 50 единиц объектов учета и контроля, могут вести компьютерный учет и контроль, как с помощью программных средств, так и с помощью специальных электронных журналов (текстовые файлы системы WORD 6/7 в виде таблиц);
3) организации с небольшим объемом производства/потребления РВ/РАО (до 20 единиц объектов учета и контроля) могут осуществлять "бумажный" учет по специальным учетным формам и бланкам.
3.2. В организациях, имеющих на балансе более 50 единиц объектов учета, устанавливается единое программное обеспечение в рамках Государственной системы.
3.3. Подотчетные организации представляют в Центр ежегодную отчетность по формам федерального государственного статистического наблюдения N 2-тп (радиоактивные вещества) и N 2-тп (радиоактивность), утвержденным приказом Министра по атомной энергии N 762 от 08.12.2000 г., до 25 января года, следующего за отчетным.
3.4. Подотчетные организации, осуществляющие деятельность, связанную с использованием, перемещением источников ионизирующего излучения (далее - ИИИ) представляют в Центр оперативную информацию по формам представления оперативной информации по учету и контролю РВ и РАО, утвержденным приказом Министра по атомной энергии N 449 от 24.07.2000 г., в 10-дневный срок после изменения местоположения и/или состояния НИИ; организации, осуществляющие деятельность, связанную с производством, переработкой, хранением и захоронением ИИИ отчитываются не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
3.4. Обработка поступающей в Центр информации должна выполняться только в виде компьютерных баз данных определенной структуры. Всю собранную от организаций информацию (оперативную и ежегодную интегральную), сверенную с данными из других источников (Центр Госсанэпиднадзора в Челябинской области, Южно - Уральский отдел инспекций УМТО Госатомнадзора России, Челябинская таможня, территориальные органы УВД, МЧС) в виде баз данных той же структуры, сопровождаемых определенными формами учета и контроля, Центр должен передавать в ЦИАЦ.
3.5. Центр представляет в ЦИАЦ оперативную информацию в 10-дневный срок после получения информации от подотчетных организаций; годовую отчетность - не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.
4.1. ЦИАЦ осуществляет научно - методическое руководство деятельностью Центра в части:
- разработки и внедрения нормативно - правовых документов, определяющих порядок функционирования Государственной системы территориального уровня;
- формирования структуры и состава информации о РВ и РАО (включая формы оперативного и ежегодного учета), собираемой от организаций и передаваемой в ЦИАЦ;
- согласования порядка и сроков проведения инвентаризации РВ и РАО в организациях региона (включая перечень организаций, охватываемых инвентаризацией);
- формирования структуры, состава и функций программного обеспечения (включая структуры баз и банков данных), обеспечивающих функционирование Государственной системы территориального уровня;
- организации взаимодействия Государственной системы с территориальными надзорными и таможенными органами;
- использования методик и аппаратуры для определения количества, активности, радионуклидного состава РВ и РАО, находящихся в местах нахождения и хранения.
4.2. Центр передает оперативную и ежегодную информацию о РВ и РАО в ЦИАЦ в виде баз данных по электронным линиям связи;
4.3. ЦИАЦ обеспечивает Центр нормативно - правовыми и методическими материалами, обеспечивающими функционирование Государственной системы территориального уровня.
5. Взаимодействие Центра с иными территориальными организациями в рамках Государственной системы
Взаимодействие Центра с иными территориальными организациями осуществляется с целью:
1) разработки мероприятий по предотвращению воздействия РВ и РАО на население и окружающую среду - с Центром Госсанэпиднадзора в Челябинской области, Южно - Уральским отделом инспекций УМТО Госатомнадзора России, Главным управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Челябинской области;
2) организации поиска утраченных или установления происхождения найденных на территории Челябинской области РВ и РАО - с Главным управлением внутренних дел Челябинской области, территориальными органами таможни;
3) информационного обмена в части сохранности РВ и РАО.
5.1. Взаимодействие Центра с территориальными органами Госсанэпиднадзора
5.1.1. Важнейшим элементом функционирования Государственной системы на территории области является оперативное взаимодействие Центра с Центром Госсанэпиднадзора в Челябинской области, что позволит систематически осуществлять взаимную проверку достоверности и полноты информации, представляемую организациями.
5.1.2. Между Центром и Центром Госсанэпиднадзора в Челябинской области в части государственного учета и контроля РВ и РАО заключается соглашение о взаимодействии на основе "Соглашения о взаимодействии в области регулирования радиационной безопасности при использовании атомной энергии между Минатомом России и Минздравом России в части контроля и учета РВ и РАО".
5.1.3. Взаимодействие Центра с Центром Госсанэпиднадзора в Челябинской области осуществляется по следующим направлениям:
- использование существующей информационной базы Центра Госсанэпиднадзора в Челябинской области в части учета источников ионизирующего излучения для первоначального информационного наполнения Государственной системы на территориальном уровне;
- использование данных учета Государственной системы и данных Центра Госсанэпиднадзора в Челябинской области для взаимной сверки информации о РВ и РАО;
- организация совместного функционирования Государственной системы с системой радиационно - гигиенической паспортизации организаций на единой информационной основе;
- единое программное обеспечение в рамках Государственной системы;
- организация и осуществление совместных проверок и комиссий по расследованию радиационных инцидентов на территории Челябинской области, связанных с сохранностью РВ и РАО.
5.2. Взаимодействие Центра с территориальными органами таможни
5.2.1. В силу того, что значительное количество РВ и РАО (главным образом, в составе закрытых радионуклидных источников), произведенных и/или используемых в России пересекает таможенные границы в том или ином направлении, организация взаимодействия Государственной системы с таможенными органами имеет большое значение для ее полноты и замкнутости.
5.2.2. Между Центром и территориальными органами таможни заключается соглашение о взаимодействии в части государственного учета и контроля РВ и РАО на основе "Соглашения о взаимодействии между Минатомом России и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации в части контроля и учета РВ и РАО".
5.2.3. В рамках взаимодействия Центра с территориальными органами таможни обеспечивается:
- представление территориальными органами таможни в Центр сведений о перемещении РВ и РАО через таможенную границу в согласованной форме;
- организация совместного функционирования Государственной системы с системой таможенных деклараций на единой информационной основе;
- организация и осуществление совместных комиссий по контролю за перемещением РВ и РАО через таможенную границу.
5.3. Взаимодействие Центра с территориальными органами УВД
5.3.1. По существующей на сегодняшний день схеме учета и контроля, органы Управления внутренних дел при обращении с РВ и РАО выполняют функции по регистрации хищений, незаконного оборота РВ и РАО, а также проводят следственно - оперативные мероприятия по их поиску. Эта информация должна использоваться в Центре как неотъемлемая часть Государственной системы.