Для реализации целей и основных задач, обеспечения своих функций, главное управление имеет право:
53. Издавать в пределах своей компетенции, в том числе совместно с другими органами исполнительной власти области, приказы, распоряжения, инструкции, другие нормативные правовые документы и иные акты и контролировать их исполнение.
54. Осуществлять контроль за деятельностью подведомственных учреждений и организаций, в случае нарушения ими законодательства Российской Федерации в области образования и (или) устава учреждения и организации, своими предписаниями приостанавливать в этой части их деятельность до решения суда.
55. Запрашивать и получать в установленном порядке от органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления, образовательных и научных учреждений, общественных организаций информацию, материалы и документы, необходимые для осуществления возложенных на главное управление задач и функций.
56. Создавать, реорганизовывать, ликвидировать в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации подведомственные учреждения и организации.
57. Разрабатывать и участвовать в разработке проектов нормативных правовых актов Губернатора области, Законодательного собрания области, создающих правовую основу защиты и развития сферы образования и науки области.
58. Предлагать отмену на территории области решений руководителей подведомственных учреждений и организаций, органов местного самоуправления, нормативных и методических документов подразделений и служб области, входящих в противоречие с существующим законодательством Российской Федерации в сфере образования.
59. Проводить социально - педагогическую экспертизу проектов и программ, разработанных другими подразделениями и службами Правительства области, касающихся сферы образования и науки.
60. Приостанавливать деятельность выданной главным управлением лицензии на право ведения образовательной деятельности в случае нарушения лицензионных требований и условий или невыполнения лицензиатом решений лицензирующего органа, обязывающих лицензиата устранить выявленные нарушения.
61. Получать в установленном порядке от федеральных органов, подразделений и служб Правительства области, органов местного самоуправления, научно - образовательных учреждений области необходимые статистические данные, материалы и заключения по разрабатываемым проектам нормативных, инструктивных и других документов.
62. Собирать и распространять информацию по вопросам образования и науки, иметь свои печатные органы.
63. Привлекать научно - исследовательские организации, центры, издательства, отдельных ученых (в том числе зарубежных) для разработки и реализации научного и информационного обеспечения развития сферы образования и науки на договорных началах и контрактной основе.
64. Организовывать использование средств фонда экономической поддержки подведомственных учреждений и организаций, образуемого в соответствии с Постановлением Губернатора Челябинской области.
65. Решать вопросы по созданию на хозрасчетной основе учебно - производственных, научно - методических, снабженческих и других подведомственных организаций, способствующих развитию сферы образования и науки области.
66. В соответствии с действующим законодательством, осуществлять контроль за использованием государственного имущества, находящегося в оперативном управлении подведомственных учреждений и организаций.
67. Принимать на работу и увольнять руководителя подведомственного учреждения и организации. Применять к руководителю меры поощрительного характера и дисциплинарные взыскания. Согласовывать прием на работу и увольнение заместителей руководителя и главного бухгалтера подведомственного учреждения и организации.
68. Определять порядок и условия предоставления педагогическим работникам подведомственных образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года.
69. Готовить предложения Губернатору области, первому заместителю Губернатора области по назначению или освобождению от должности руководителей научных, образовательных учреждений, подведомственных Министерству образования Российской Федерации, федеральным министерствам и ведомствам.
70. Участвовать в разработке проектов развития учреждений среднего и высшего профессионального образования, в обосновании контрольных цифр приема в высшие и средние профессиональные образовательные учреждения, открытия обучения по новым профессиям и специальностям среднего и высшего профессионального образования. Готовить соответствующие рекомендации и заключения для Губернатора области.
Организовывать и осуществлять мероприятия по целевому губернаторскому приему студентов в образовательные учреждения высшего профессионального образования.
71. Выполнять функции главного распорядителя бюджетных средств.
72. Утверждать уставы, иные локальные акты подведомственных учреждении, а также дополнения и изменения к ним.
73. Создавать и ликвидировать филиалы подведомственных учреждений.
74. Контролировать сохранность, условия и порядок использования закрепленных за подведомственными учреждениями и организациями объектов собственности.
75. Регулировать и контролировать порядок осуществления образовательной деятельности подведомственных учреждений и организаций, порядок формирования и использования внебюджетных фондов, осуществления предпринимательской деятельности.
76. При сдаче подведомственными учреждениями и организациями в аренду закрепленного за ними имущества до заключения договора аренды проводить экспертную оценку последствий такого договора для обеспечения образования, воспитания, развития детей.
77. Организовывать и проводить проверки, ревизии и инспектирование подведомственных учреждений и организаций.
78. Участвовать в рассмотрении органами государственной власти области вопросов, входящих в компетенцию главного управления.