1. Формирование государственной политики охраны и укрепления здоровья населения Челябинской области является одной из приоритетных задач органов государственной власти Челябинской области в сфере здравоохранения. Здоровье человека рассматривается как составляющая часть человеческого капитала, социально-экономический ресурс Челябинской области и является одним из условий ее динамичного развития. С другой стороны, социально-экономические и политические преобразования должны быть направлены на создание условий для полноценной, здоровой и долголетней жизни людей.
За последние три года государственная социальная политика претерпела серьезные изменения. Она стала концентрироваться на наиболее острых социальных проблемах и ориентироваться на приоритетные программы.
Дополнительные государственные вложения в здравоохранение, сделанные в последнее время, позволили сдвинуть с "мертвой точки" вопросы, не решавшиеся в течение многих лет.
Ярким примером усиления внимания к развитию человеческого потенциала стала реализация крупных социальных проектов, прежде всего приоритетного национального проекта "Здоровье", законодательно обеспеченного в Челябинской области областной целевой Программой реализации национального проекта "Здоровье" в Челябинской области на 2006 - 2008 годы, принятой постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 22.12.2005 N 1993 "О принятии областной целевой Программы реализации национального проекта "Здоровье" в Челябинской области на 2006 - 2010 годы", и областной целевой Программой развития приоритетного национального проекта "Здоровье" в Челябинской области на 2009 - 2011 годы, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 31.07.2009 г. N 172-П "Об областной целевой Программе развития приоритетного национального проекта "Здоровье" в Челябинской области на 2009 - 2011 годы" (далее именуется - областная целевая программа "Здоровье").
В течение 2006 - 2011 годов общий объем финансирования областной целевой программы "Здоровье" составил 14,8 млрд. рублей, из них за счет средств федерального бюджета - 9,9 млрд. рублей; средств областного бюджета - 4,34 млрд. рублей; средств местных бюджетов - 323,4 млн. рублей; средств бюджета Челябинского областного фонда обязательного медицинского страхования - 230,0 млн. рублей.
Благодаря реализации государственной демографической политики, в том числе и приоритетного национального проекта "Здоровье", в Челябинской области наметилась положительная динамика демографических показателей: увеличение рождаемости, стабилизация общей смертности, положительная динамика показателя естественного прироста населения. Положительной тенденцией на протяжении последних 7 лет является снижение показателей материнской и младенческой смертности.
В 2010 году число родившихся увеличилось на 2,7 процента по сравнению с 2009 годом, число умерших увеличилось на 0,1 процента, в результате естественная убыль населения сократилась на 25,6 процента. В 2010 году уровень младенческой смертности снизился по сравнению с 2009 годом на 7 процентов и составил 7,78 случая на 1000 родившихся живыми.
Достигнутые результаты свидетельствуют о необходимости продолжать реализацию областной целевой программы "Здоровье" в Челябинской области.
2. Вместе с тем в Челябинской области сохраняется высокий уровень преждевременной смертности лиц трудоспособного возраста, из которых 80 процентов составляют мужчины. При этом наиболее значимым фактором, определяющим продолжительность жизни, особенно среди мужчин трудоспособного возраста, является смертность от предотвратимых причин.
Наиболее распространенными причинами смерти населения являются болезни системы кровообращения (53,1 процента), новообразования (15,8 процента), несчастные случаи, отравления и травмы (12,9 процента).
Существенной характеристикой состояния здоровья населения Челябинской области является высокая распространенность факторов, способствующих росту заболеваемости и преждевременной смертности от сердечно-сосудистых, онкологических и других неинфекционных заболеваний, из них наиболее значимы: курение (60 - 80 процентов среди мужчин и 22 процента среди женщин), артериальная гипертония (30 - 35 процентов), повышенный уровень холестерина (40 процентов), низкая физическая активность (34 процента).
3. Проводимая в Челябинской области реформа здравоохранения осуществляется в соответствии с Планом мероприятий по реализации Концепции демографической политики в Челябинской области в 2011 - 2015 годах, утвержденным распоряжением Губернатора Челябинской области от 23.09.2010 г. N 539-р "О Плане мероприятий по реализации Концепции демографической политики в Челябинской области в 2011 - 2015 годах".