1. Формирование государственной политики охраны и укрепления здоровья населения Челябинской области является одной из приоритетных задач органов государственной власти Челябинской области в сфере здравоохранения. Здоровье человека рассматривается как составляющая часть человеческого капитала, социально-экономический ресурс Челябинской области и является одним из условий ее динамичного развития. С другой стороны, социально-экономические и политические преобразования должны быть направлены на создание условий для полноценной, здоровой и долголетней жизни людей.
В течение последних лет общий объем финансирования по отрасли "Здравоохранение" за счет средств консолидированного бюджета Челябинской области и средств Челябинского областного фонда обязательного медицинского страхования с 2000 года по 2005 год увеличился в 3 раза и составил в 2005 году 10 миллиардов 841 млн. рублей. Помимо финансирования территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим в Челябинской области, бесплатной медицинской помощи, значительно возросли инвестиции областного бюджета в укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений. Только за последние 4 года объемы финансирования приобретения медицинского оборудования увеличились в 4,2 раза и достигли и 2005 году 680 млн. рублей. В течение последних семи лет проводилась целенаправленная планомерная работа по строительству новых объектов здравоохранения, в первую очередь родильных домов, женских консультаций. Только в течение 2004-2005 годов введены в действие 12 лечебно-профилактических учреждений.
Анализ демографических показателей и показателей здоровья населения Челябинской области показал, что в Челябинской области наметилась положительная динамика демографических показателей: увеличение рождаемости, стабилизация общей смертности, положительная динамика показателя естественного прироста населения. Положительной тенденцией на протяжении последних 5 лет является снижение показателей материнской и младенческой смертности. Они являются интегративными показателями эффективной работы не только службы охраны материнства и детства, но и всей системы здравоохранения Челябинской области.
2. Вместе с тем в Челябинской области, как и в России в целом, наблюдается снижение уровня жизни и основных показателей здоровья населения. Сохраняется высокий уровень преждевременной смертности лиц трудоспособного возраста, из которых 80 процентов составляют мужчины. При этом наиболее значимым фактором, определяющим продолжительность жизни, особенно среди мужчин трудоспособного возраста, является смертность от предотвратимых причин. Наиболее распространенными причинами смерти являются болезни системы кровообращения (53,2 процента), злокачественные новообразования (13,5 процента), травмы и отравления (16,7 процента).
Негативные тенденции проявляются и в уровне заболеваемости: за последние 10 лет общая заболеваемость взрослого населения увеличилась на 7 процентов, детского населения - на 21 процент, подростков - на 54 процента. В целом по Челябинской области заболеваемость возросла до 1198 случаев на 1000 человек взрослого населения. Ведущее место занимают заболевания органов дыхания, болезни системы кровообращения, травмы и отравления, болезни костно-мышечной системы. Ухудшают показатели здоровья населения социально значимые и социально обусловленные заболевания: туберкулез, ВИЧ-инфекция, заболевания, передающиеся половым путем, инфекционные заболевания, которые также поражают преимущественно лиц трудоспособного возраста.
Существенной характеристикой состояния здоровья населения Челябинской области является высокая распространенность факторов, способствующих росту заболеваемости и преждевременной смертности от сердечно-сосудистых, онкологических и других неинфекционных заболеваний, из них наиболее значимы: курение (60-80 процентов среди мужчин и 22 процента среди женщин), артериальная гипертония (30-35 процентов), повышенный уровень холестерина (40 процентов), низкая физическая активность (34 процента).
Состояние здоровья и уровень смертности населения отражаются на показателе средней ожидаемой продолжительности жизни, который за последние 10 лет уменьшился на 4 года и составил 64,6 года.
3. Проводимая в Челябинской области реформа здравоохранения осуществляется в соответствии с Концепцией развития здравоохранения Челябинской области на 2005-2010 годы, одобренной постановлением Правительства Челябинской области от 17 марта 2005 года N 26-П "О концепции развития здравоохранения Челябинской области на 2005-2010 годы".
4. В рамках указанной концепции в Челябинской области приняты областные целевые программы:
1) "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера" на 2005-2008 годы;
2) "Улучшение качества жизни больных бронхиальной астмой" на 2006-2010 годы;
3) "Вакцинопрофилактика" на 2006-2008 годы;
4) "Развитие донорского движения и службы крови Челябинской области" на 2006-2010 годы.
5. Кроме того, в Челябинской области приняты областные целевые программы, включающие мероприятия по направлению здравоохранения:
1) "Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры и к информации в Челябинской области" на 2003-2006 годы;
2) "О мерах социальной защиты инвалидов в Челябинской области" на 2004-2006 годы;
3) "Социальная поддержка инвалидов в Челябинской области" на 2007-2010 годы;
4) "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Челябинской области" на 2002-2006 годы;
5) "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Челябинской области" на 2007-2010 годы;
6) "Противодействие злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту" на 2004-2006 годы;
7) Программа противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и психотропными веществами и их незаконному обороту в Челябинской области на 2007-2009 годы;
8) "Дети Южного Урала" на 2006-2010 годы;
9) "Преодоление последствий радиационных аварий на производственном объединении "Маяк" на 2006-2010 годы.
6. В этих условиях большое значение приобретают доступность и качество оказания медицинской помощи населению. При этом в здравоохранении Челябинской области, как и в целом по России, существует ряд проблем, требующих решения программными методами:
1) декларативность государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, их несбалансированность с имеющимися финансовыми ресурсами. Страховые взносы на неработающее население не покрывают затрат за оказанную медицинскую помощь, вследствие чего финансирование оказания медицинской помощи в значительной мере переносится на работодателей и самих граждан. Происходит нерегулируемое замещение государственных расходов частными, что способствует возникновению неравенства между различными социальными группами в получении медицинской помощи, снижению ее качества;
2) низкая эффективность существующего сметного содержания лечебно-профилактических учреждений, многоканальной бюджетно-страховой модели финансирования здравоохранения, не обеспечивающей рационального использования финансовых средств;
3) недостаточное взаимодействие государственного и муниципального уровней здравоохранения;
4) слабая материально-техническая база учреждений здравоохранения: большая степень износа медицинского оборудования (более 80 процентов) и автотранспорта, морально устаревшее оборудование. Большая часть медицинских приборов и аппаратуры эксплуатируется больше 15-20 лет, что не может гарантировать высокое качество обследований, безопасность и эффективность лечения больных. Потребность учреждений здравоохранения в новой медицинской технике удовлетворяется только на 30-40 процентов. Укомплектованность учреждений здравоохранения компьютерной техникой составляет не более 30 процентов потребности;