Социально-экономический эффект от реализации Программы будет достигнут за счет:
- обеспечения охраны природных комплексов и объектов, биологического и ландшафтного разнообразия;
- снижения численности экологических правонарушений; предотвращения экологического ущерба;
- создания новых рабочих мест при организации охраны и развитии инфраструктуры на ООПТ;
- поступления в бюджет Сахалинской области: налоги от организаций, занимающихся экологическим туризмом и организованной рекреацией; плата за аренду земель и участков лесного фонда;
- развития системы экологического воспитания и просвещения населения и пропаганды экологических знаний;
- проведения научно-исследовательских работ на ООПТ, в том числе мониторинга состояния экосистем, животного и растительного мира;
- расширения сети ООПТ в целях сохранения экосистем и ландшафтов, которые в настоящее время в существующей сети не представлены и могут быть утеряны под влиянием антропогенных нагрузок (на 190752,46 га);
- выполнения международных обязательств Российской Федерации в части охраны биологического и ландшафтного разнообразия и природного наследия, вытекающих из Конвенции о сохранении биологического разнообразия.
Эффективность реализации Программы оценивается как степень фактического достижения целевых индикаторов по отношению к нормативным индикаторам, утвержденным Программой. Значения целевых индикаторов результативности Программы по годам приведены в приложении N 1 к настоящей Программе.
По предварительным оценкам экологический эффект за счет расширения сети региональных ООПТ составит 11 623 688,75 тыс. рублей.
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется в соответствии с методикой согласно приложению N 3 к настоящей Программе.
Следует отметить следующие риски, существующие в ходе реализации Программы:
техногенные и экологические риски: любая крупная природная, технологическая или экологическая катастрофа, вероятность которой полностью исключать нельзя, потребует дополнительных ресурсов по ликвидации ее последствий, в том числе и на ООПТ, что может негативно сказаться на реализации Программы;
финансовые риски: увеличение бюджетного дефицита и вследствие этого недостаточный уровень бюджетного финансирования;
макроэкономические риски, влияющие в том числе на уровень внебюджетного финансирования мероприятий Программы.
В рамках Программы предусмотрены механизмы минимизации указанных рисков. В частности, реализация Программы предусматривает возможность более тщательной проработки законодательной и методической части, а также выполнения первоочередных проектов по расширению сети ООПТ регионального значения Сахалинской области. В частности, потребуется внесение изменений в Закон Сахалинской области от 21 декабря 2006 года N 120-30 "Об особо охраняемых природных территориях Сахалинской области" и другие нормативные правовые акты Сахалинской области в сфере ООПТ.
Кроме того, предполагается реализация на конкурсной основе ряда инвестиционных проектов по развитию туристической инфраструктуры, расположенной рядом с ООПТ, на условиях частно-государственного партнерства.
Существенными преимуществами реализации Программы являются сбалансированное соотношение затрат и выгод и значительный экологический эффект. Прикладной характер Программы дает возможность учитывать опыт практической реализации уже на ранних стадиях (при разработке методического обеспечения, ведении организационных работ и т.д.).
Наряду с экономическими мерами стимулирования предусматривается усиление ответственности за нарушение установленных требований в сфере сохранения и восстановления биоразнообразия и развития сети ООПТ.
Достижение ожидаемых результатов реализации Программы будет обеспечено эффективной организацией управления, мониторинга и оценки эффективности хода исполнения Программы. В целях рационального использования средств областного бюджета и средств внебюджетных источников, а также обеспечения публичности информации министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области:
- составляет детализированный организационно-финансовый план реализации мероприятий Программы, утверждает ежегодные планы реализации разделов Программы, разработанные государственными заказчиками;
- ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в министерство экономического развития Сахалинской области по установленной форме отчет о ходе реализации Программы, достигнутых результатах и об эффективности использования финансовых средств;
- ежегодно, до 01 февраля года, следующего за отчетным, готовит отчет о реализации Программы по установленной форме и направляет его в министерство экономического развития Сахалинской области;
- в течение 45 дней после окончания срока реализации Программы готовит доклад об итогах реализации Программы за весь период и направляет его в Правительство Сахалинской области и министерство экономического развития Сахалинской области;
- обеспечивает координацию работы с органами государственной власти Сахалинской области;
- вносит в министерство экономического развития Сахалинской области и министерство финансов Сахалинской области предложения по корректировке Программы, продлении срока ее реализации либо о досрочном прекращении ее реализации (при необходимости);
- определяет процедуры обеспечения публичности (открытости) информации о значениях целевых индикаторов и показателей, результатах мониторинга хода реализации Программы, ее мероприятиях и об условиях участия в них исполнителей, а также о проводимых конкурсах и критериях определения победителей;