Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 декабря 2011 года N 530

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ "ПОДДЕРЖКА И РАЗВИТИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012 - 2018 ГОДЫ"

{Утратило силу: постановление Правительства Сахалинской области от 18.07.2013 N 353}

{Изменения:
Постановление Правительства Сахалинской области от 04.07.2012 N 334;

     Постановление Правительства Сахалинской области от 17.08.2012 N 416
     Постановление Правительства Сахалинской области от 09.11.2012 N 537;
     Постановление Правительства Сахалинской области от 14.11.2012 N 551:
     Постановление Правительства Сахалинской области от 12.04.2013 N 176
     Постановление Правительства Сахалинской области от 30.07.2013 N 388}

В целях реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду Правительство Сахалинской области

постановляет:

1. Утвердить долгосрочную целевую программу Сахалинской области "Поддержка и развитие особо охраняемых природных территорий регионального значения Сахалинской области на 2012 - 2018 годы" (далее - Программа) (прилагается).

2. Министерству финансов Сахалинской области (Н.М.Новикова) и министерству экономического развития Сахалинской области (С.А.Карпенко) при формировании проекта областного бюджета на соответствующий год включать Программу в перечень долгосрочных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств областного бюджета.

3. Опубликовать настоящее постановление в газете "Губернские ведомости".

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства Сахалинской области С.П.Карепкина.

     Губернатор Сахалинской области А.В. Хорошавин

Паспорт долгосрочной целевой программы Сахалинской области "Поддержка и развитие особо охраняемых природных территорий регионального значения Сахалинской области на 2012 - 2018 годы"


{в ред. постановления Правительства Сахалинской области от 04.07.2012 N 334}
     {в ред. Постановления Правительства Сахалинской области от 09.11.2012 N 537}
     {в ред. Постановления Правительства Сахалинской области от 14.11.2012 N 551}
     {в ред. Постановления Правительства Сахалинской области от 12.04.2013 N 176}

Наименование Программы

Долгосрочная целевая программа Сахалинской области "Поддержка и развитие особо охраняемых природных территорий регионального значения Сахалинской области на 2012 - 2018 годы"

Основание для разработки Программы

- Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";

 - Федеральный закон от 14.03.95 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях";

 - Федеральный закон от 24.04.95 N 52-ФЗ "О животном мире";

 - Закон Сахалинской области от 21.12.2006
 N 120-ЗО "Об особо охраняемых природных территориях Сахалинской области"
;

 - распоряжение Правительства Сахалинской области от 11.08.2011 N 576-р "Об утверждении концепции долгосрочной целевой программы Сахалинской области "Поддержка и развитие особо охраняемых природных территорий регионального значения Сахалинской области на 2012 - 2018 годы";

 - постановление Правительства Сахалинской области от 28.03.2011 N 99 "О Стратегии социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2025 года"

Заказчик Программы

Правительство Сахалинской области

Разработчик Программы

Министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области

Цель Программы

Сохранение и восстановление биологического разнообразия на особо охраняемых природных территориях (далее - ООПТ) регионального значения на территории Сахалинской области

Задачи Программы

1. Создание правовых условий и научно-методическое обеспечение эффективной деятельности ООПТ регионального значения на территории Сахалинской области.
 2. Совершенствование охраны природных комплексов и объектов и контроля за соблюдением режима особой охраны ООПТ регионального значения на территории Сахалинской области.
 3. Реализация практических мероприятий по сохранению природных комплексов и редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира в границах ООПТ регионального значения на территории Сахалинской области.
 4. Развитие системы ООПТ регионального значения на территории Сахалинской области.
 5. Создание условий для развития рекреации, туризма, экологического образования и экологического просвещения на базе ООПТ регионального значения на территории Сахалинской области.

Мероприятия Программы

1. Развитие нормативно-правовой и научно-методической базы в сфере поддержки и развития ООПТ на территории Сахалинской области.
 2. Комплексное экологическое обследование, картирование, инвентаризация и паспортизация ООПТ Сахалинской области.
 3. Осуществление природоохранных мероприятий на ООПТ Сахалинской области.
 4. Инвентаризация и составление кадастра объектов животного и растительного мира на ООПТ Сахалинской области.
 5. Проведение учетов численности, мониторинга состояния и мероприятий по сохранению объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Сахалинской области.
 6. Организация мероприятий по благоустройству ООПТ регионального значения.
 7. Развитие сети ООПТ регионального значения за счет создания новых ООПТ, определенных утвержденной Схемой развития и размещения ООПТ Сахалинской области на период до 2020 года.
 8. Оценка рекреационного потенциала и развитие туристической инфраструктуры в границах ООПТ регионального значения и на прилегающих к ним территориях путем реализации инвестиционных проектов на условиях частно-государственного партнерства.
 9. Проведение мероприятий по повышению уровня экологического образования населения Сахалинской области в сфере сохранения видового разнообразия и ООПТ.

Сроки реализации Программы

2012 - 2018 годы
 Выполнение мероприятий Программы определяется календарным годом.

Исполнители Программы

- Министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области;

 - министерство спорта, туризма и молодежной политики Сахалинской области;

 - министерство образования Сахалинской области;

 - министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области;

 - министерство строительства Сахалинской области;

 - управление делами Губернатора и Правительства Сахалинской области

Подпрограммы

Отсутствуют

Объемы и источники финансирования Программы
 {в ред. Постановления Правительства Сахалинской области от 12.04.2013 N 176 }

Ориентировочная сумма затрат на весь период реализации Программы составляет 729111,2 тыс. рублей, в том числе:
 521143,2 тыс. рублей - из средств областного бюджета;

 78 200 тыс. рублей - из средств федерального бюджета;

 129 768 тыс. рублей - внебюджетные средства (АНО "Сахалинская лососевая инициатива", РОО "Экологическая вахта Сахалина").
 Бюджет Программы по годам:
 2012 год - 27 458 тыс. рублей, в том числе
 0 рублей из областного бюджета;

 2013 год - 50502 тыс. рублей, в том числе 93 928,7 тыс. рублей из областного бюджета;

 2014 год - 17124,2 тыс. рублей, в том числе 146204,2 тыс. рублей из областного бюджета;

 2015 год - 150747,1 тыс. рублей, в том числе 119277,1 тыс. рублей из областного бюджета;

 2016 год - 105177.2 тыс. рублей, в том числе 73657,2 тыс. рублей из областного бюджета;

 2017 год - 87 677,2 тыс. рублей, в том числе 56 157,2 тыс. рублей из областного бюджета;

 2018 год - 95 336,1 тыс. рублей, в том числе 72 474,1 тыс. рублей из областного бюджета.

Планируемые результаты Программы (количественные значения индикаторов результативности Программы и оценка социально-экономической эффективности реализации Программы)

Доля площади территории Сахалинской области, занятая ООПТ федерального, регионального значения, в общей площади территории Сахалинской области составит к 2018 году 11,5%, в том числе:
 Доля площади территории Сахалинской области, занятая ООПТ регионального значения, составит к 2018 году 10%.
 Доля ООПТ регионального значения, охваченных природоохранными мероприятиями, от общего количества ООПТ регионального значения к 2018 году составит 100%.
 Динамика нарушений установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на ООПТ, за которые виновные лица привлечены к установленной законом ответственности, будет положительной и составит в 2018 году 90% от общего количества выявленных нарушений.
 Доля видов позвоночных животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и в Красную книгу Сахалинской области, сохраняемых на ООПТ федерального и регионального значения в Сахалинской области (за исключением залетных видов птиц), от общего количества видов таких животных, зарегистрированных на территории Сахалинской области, составит к 2018 году 90%.
 Динамика посетителей природных парков регионального значения, посетивших их в рекреационных и просветительских целях с 2012 по 2018 год, будет положительной (числовое значение показателя будет уточняться после первого года реализации Программы).
 Экологический эффект за счет расширения региональных ООПТ на территории Сахалинской области составит 11 623,69 млн. рублей.
 Социально-экономический эффект мероприятий Программы будет выражен в количественных значениях индикаторов для оценки результатов реализации Программы.

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами


На территории Сахалинской области по состоянию на 01 сентября 2011 года действуют 57 ООПТ, в том числе:

- 4 ООПТ федерального значения (2 государственных природных заповедника, 1 государственный природный заказник, 1 округ санитарной охраны курорта) общей площадью 144573 га, или 1,66% от площади Сахалинской области;

- 53 ООПТ регионального значения (1 природный парк, 11 государственных природных заказников, 41 памятник природы) общей площадью 680657,85 га, или 7,81% от площади Сахалинской области.

Таким образом, ООПТ на территории Сахалинской области занимают 825230,85 га, или 9,47% от всей площади Сахалинской области.

За последнее десятилетие в Сахалинской области была ликвидирована 21 ООПТ, в том числе:

1 государственный природный заповедник регионального значения "Остров Уруп";

3 государственных природных заказника регионального значения: "Олений", "Лосиный", "Полуостров Крильон";

7 памятников природы регионального значения: "Горный массив Вагис", "Популяция вакциниума выдающегося (красники)", "Популяция эндемичных видов растений", "Кедр корейский", "Анивская роща белой акации", "Россыпь агатов мыса и реки Черной", "Новоалександровский реликтовый лес";

10 памятников природы местного значения в Курильском районе.

Кроме того, существенно сократились площади ООПТ регионального значения. В целях приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации были уменьшены площади:

- государственных природных заказников: "Северный", "Макаровский", "Долинский", "Озеро Добрецкое",

- памятников природы: "Острова Врангеля", "Остров Чайка", "Лесогорские термальные источники", "Группа Пугачевских грязевых вулканов", "Мыс Кузнецова", "Успеновские клюквенники", "Корсаковский ельник", "Озеро Тунайча", "Лагуна Буссе", "Высокогорья горы Чехова".

Общее сокращение территории Сахалинской области, занятой ООПТ, составило 3,51% (с 12,98% в 2000 году до 9,47% в 2011 году).

Общая площадь, занятая ООПТ в Сахалинской области, уменьшилась на 27,0%. В количественном отношении сокращение площади ООПТ в Сахалинской области за прошедшие 10 лет составило 305517,45 га.

При этом площадь, занятая ООПТ федерального значения, осталась практически на прежнем уровне. Сокращение площади ООПТ произошло за счет ООПТ регионального и местного значения.

За тот же период в Сахалинской области не было создано ни одной новой ООПТ регионального значения.

В соответствии со Схемой развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Сахалинской области на период до 2010 года, утвержденной постановлением администрации Сахалинской области от 20 июня 2005 года N 111-па, памятники природы местного значения "Черные скалы", "Ущелье Рока", "Медвежий хребет", "Кальдера Урбич", "Кальдера Львиная Пасть", "Водопад Илья Муромец", "Белые скалы" к концу 2010 года должны были изменить категорию ООПТ на "памятник природы регионального значения" и перейти в ведение органов исполнительной власти Сахалинской области, однако до настоящего времени это не произошло.

К числу других наиболее актуальных проблем в области управления ООПТ относится осуществление их охраны.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" государственное управление в области организации и функционирования ООПТ регионального значения осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

{абзац 19 в ред. Постановления Правительства Сахалинской области от 09.11.2012 N 537}

В соответствии с частью 8 статьи 22 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" для обеспечения функционирования государственных природных заказников создаются их администрации, при этом финансирование содержания администраций осуществляется из бюджета субъекта Российской Федерации.

В настоящее время функцию администрации или дирекции ООПТ регионального значения Сахалинской области осуществляет государственное казенное учреждение (далее - ГКУ) "Сахалинские лесничества" на основании Устава, утвержденного распоряжением министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области от 02 марта 2011 года N 104-р.

Вместе с тем ставки егерей для осуществления охраны ООПТ в штатах лесничеств не предусмотрены. Необеспеченность ГКУ "Сахалинские лесничества" трудовыми ресурсами, необходимыми транспортными средствами, оборудованием и полевым снаряжением, средствами связи для осуществления природоохранной деятельности не позволяет проводить регулярную оперативную рейдовую работу по охране ООПТ и антибраконьерскую деятельность.

В числе важных проблем следует также отметить недостаточное использование сети ООПТ в рекреационных и туристических целях. Разработаны и обустроены всего две экотропы - памятник природы "Структурно-денудационный останец "Лягушка" и памятник природы "Высокогорья горы Чехова". Рядом с ООПТ практически отсутствует туристическая и инженерная инфраструктура (визит-центры, гостиницы, общественное питание, дороги, причалы). Не организованы мероприятия по благоустройству территорий ООПТ регионального значения, захламлена территория и не производится ее очистка и вывоз мусора, не установлены мусорные контейнеры, разрушена и не ремонтируется существующая инфраструктура, в ряде ООПТ необходимая инфраструктура (лавочки, оборудованные тропы, купальни, навесы, туалеты и прочее) полностью отсутствует. Это в первую очередь касается таких востребованных в рекреационных целях и находящихся в доступной близости от населенных пунктов ООПТ регионального значения, как памятники природы "Озеро Тунайча", "Лагуна Буссе", "Дагинские термальные источники", "Стародубские дубняки".

Сложившаяся система федеральных и региональных ООПТ на территории Сахалинской области не обеспечивает полноту охраны занесенных в Красную книгу Сахалинской области объектов животного и растительного мира. В Красную книгу Сахалинской области занесено 168 видов и подвидов животных, 270 видов растений, из них 19 видов грибов. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных и растений являются индикатором биоразнообразия. Однако в настоящее время лишь 75% видов позвоночных животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и в Красную книгу Сахалинской области, от общего количества видов таких животных, зарегистрированных на территории Сахалинской области (за исключением залетных видов птиц), охраняются на ООПТ федерального и регионального значения в Сахалинской области.

Например, в Красной книге Российской Федерации сахалинская кабарга из-за низкой численности отнесена к категории "1 - находящиеся под угрозой исчезновения. Таксоны и популяции, численность особей которых уменьшилась до критического уровня таким образом, что в ближайшее время они могут исчезнуть". Кабарга, обитающая на территории России, включена в приложение N 2 к Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС).

На текущий момент территориальная охрана сахалинской кабарги осуществляется на небольшой части территории государственного природного заповедника федерального значения "Поронайский", в заказнике регионального значения "Макаровский", а также на территориях памятников природы - "Река Анна" (Долинский район), "Водопад Медвежий" (Корсаковский район), "Мыс Великан" (Корсаковский район), "Кабарожьи скалы с гротами" (Александровск-Сахалинский район), "Хребет Жданко" (Макаровский район) и в горах Вагис на территории государственного биологического заказника регионального значения "Тундровый" (Охинский район). Среди ООПТ, которые имеют значение для сохранения местообитаний сахалинской кабарги, особо выделяется государственный природный заказник регионального значения "Восточный".

Таким образом, отсутствие системного и комплексного подхода в вопросах создания, охраны и управления ООПТ, разрозненность усилий государственных органов исполнительной власти Сахалинской области при использовании ООПТ, непоследовательное решение задач в сфере охраны ООПТ может привести к деградации системы ООПТ в Сахалинской области.

Важным условием достижения цели сохранения редких видов является обеспечение выполнения мероприятий по охране видов животных и растений, занесенных в Красную книгу Сахалинской области, а также среды их обитания, получение новых данных по состоянию и биологии этих видов, их учет и мониторинг, совершенствование ведения Красной книги для обеспечения их охраны.

ООПТ являются традиционной и одной из самых эффективных форм природоохранной деятельности. Экологическая доктрина Российской Федерации рассматривает создание и развитие ООПТ разного уровня и режима в числе основных направлений государственной политики в области экологии. Развитие и совершенствование сети ООПТ обеспечивает выполнение Российской Федерацией международных обязательств в сфере охраны окружающей среды.

ООПТ, полностью или частично изъятые из хозяйственного использования, имеют исключительное значение для сохранения биологического и ландшафтного разнообразия как основы биосферы. С учетом возрастания угроз природных катаклизмов и изменений природной среды в результате хозяйственной деятельности основной миссией системы ООПТ становится предоставление востребованных обществом услуг в области:

- поддержания экологической стабильности территорий, существенно модифицированных хозяйственной деятельностью;

- воспроизводства в естественных условиях ценных возобновляемых природных ресурсов, востребованных в экономике;

- поддержания здоровой среды для жизни людей и создания условий для развития регулируемого туризма и рекреации;

- реализации эколого-просветительских программ;

- фундаментальных и прикладных исследований в сфере естественных наук.

Основной целью создания ООПТ на территории Сахалинской области является сохранение уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда.

Стратегия социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2025 года определяет основные стратегические цели, среди которых - создание условий для комфортного проживания, работы, творческого развития и отдыха жителей Сахалинской области; рациональное использование природных ресурсов.

Цель региональной экологической политики - значительное улучшение качества природной среды и экологических условий жизни человека, формирование сбалансированной, экологически ориентированной модели развития экономики и экологически конкурентоспособных производств.

Уникальные природные ресурсы Сахалинской области определяют ее конкурентные преимущества. В сочетании с человеческим капиталом они являются решающим фактором развития экономики и обеспечения высокого качества жизни населения. Сохранение природного потенциала для будущих поколений и обеспечение устойчивого развития экономики возможно при рациональном и неистощительном использовании природных ресурсов.

Одна из приоритетных стратегических задач социально-экономического развития Сахалинской области - сохранение уникальных природных экосистем. Контрольными показателями выполнения этой задачи в Стратегии определены площадь ООПТ и рекреационный потенциал.

Стратегия социально-экономического развития Сахалинской области относит туристическую отрасль к одной из наиболее перспективных и развивающихся отраслей экономики, оказывающих мультипликативное влияние на совокупную деятельность различных секторов экономики. Ресурсным потенциалом для интенсивного развития экологического туризма являются государственные природные заповедники, государственные природные заказники, природные парки, памятники природы и другие уникальные природные объекты на 59 островах Сахалинской области. Рекреационные ресурсы являются важным фактором при выборе приоритетных видов и форм хозяйственной и иной деятельности: рекреации, туризма, охоты, спортивного и любительского рыболовства и улучшения здоровья населения.

ООПТ относятся к объектам общенационального достояния, имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Сохранение и развитие сети ООПТ является одной из форм реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.

Без реализации мероприятий Программы не будут должным образом обеспечены:

- охрана ООПТ регионального значения;

- предотвращение вреда животному и растительному миру на ООПТ регионального значения;

- ведение научно-исследовательских работ и мониторинг на ООПТ регионального значения;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»