Недействующий

ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2007 2009 ГОДЫ"

5. Прогноз развития сельского хозяйства на 2007 - 2009 годы


1. Условия достижения прогнозных показателей развития сельского хозяйства в 2007 - 2009 годах и оценка негативных факторов и социально-экономических проблем характеризуются следующими тенденциями.

Производство продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств к 2009 году (в сопоставимой оценке) должно вырасти по отношению к 2006 году на 7,3 процента. В 2007 - 2009 годах прогнозируется ежегодное увеличение темпов роста производства продукции сельского хозяйства.

Среднегодовой рост объема продукции сельского хозяйства за 3-летний период должен составить около 2,4 процента.

Рост продукции сельского хозяйства в большей степени будет обеспечен за счет роста объемов производства в животноводстве на основе создания принципиально новой технологической базы, использования современного технологического оборудования для модернизации животноводческих ферм, а также за счет наращивания генетического потенциала продуктивности сахалинского животноводства и ускоренного создания соответствующей кормовой базы.

Положительное влияние на рост объемов производства продукции сельского хозяйства окажет увеличение инвестиций. Наибольший прирост инвестиций в сельское хозяйство, наблюдающийся в 2006 - 2007 годах, является результатом реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" (далее - "Развитие АПК"). В 2008 - 2009 годах рост инвестиций в сельское хозяйство должен продолжиться.

В первые годы (2007-2008 годы) реализации Программы обеспеченность сельскохозяйственных товаропроизводителей некоторыми видами техники будет снижаться за счет опережающего выбытия устаревшей техники. Стабилизация обеспеченности основными видами техники намечается в отношении комбайнов и тракторов к 2009 году, начнет поступать более энергонасыщенная и ресурсосберегающая техника. Всего за период реализации Программы будет приобретено более 23 тракторов и 46 единиц уборочной и кормоуборочной техники. Обновление парка с учетом списания этой техники составит в отношении тракторов 10 процентов, а в отношении уборочной и кормоуборочной техники - 80 процентов (к уровню 2006 года).

Рост объемов производства мяса и молока позволит к 2009 году увеличить долю сахалинского производства в формировании ресурсов мяса до 10 процентов, молока - на 36 процентов и более. Среднедушевое потребление мяса и мясопродуктов в пересчете на мясо увеличится с 5,7 килограмма в 2006 году до 8 килограммов в 2009 году, молока и молокопродуктов в пересчете на молоко соответственно с 59 до 64 килограммов.

Доходы работников сельскохозяйственных организаций к 2009 году должны повыситься относительно 2006 года в 1,3 раза.

2. Основными условиями достижения прогнозируемых темпов роста социально-экономического развития сельского хозяйства на 2007 год и на период до 2009 года являются:

1) развитие направлений, определенных приоритетным национальным проектом "Развитие АПК" и выделение средств на их реализацию, предусмотренных Программой;

2) развитие кормовой базы на основе производства культур, обеспечивающих кормопроизводство белком, которое позволит существенно уменьшить зависимость от импортных закупок белковых компонентов в производстве продукции животноводства и птицеводства;

3) ускоренный переход к использованию новых высокопроизводительных и ресурсосберегающих технологий, в первую очередь в кормопроизводстве, а также переход к разработке зональных технологий сельскохозяйственного производства;

4) улучшение финансового положения сельскохозяйственных товаропроизводителей и их материально-технической базы;

5) повышение платежеспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей;

6) повышение производительности труда на основе стимулирования к использованию современных технологий, совершенствование организации производства, а также организации труда и управления;

7) создание условий сельскохозяйственным и другим товаропроизводителям агропромышленного комплекса для инвестирования в модернизацию и техническое перевооружение производства.

3. Вместе с тем наращиванию прогнозируемых темпов роста социально-экономического развития сельского хозяйства на 2007 год и до 2009 года могут помешать риски, сложившиеся под воздействием негативных факторов и имеющихся в аграрном секторе социально-экономических проблем.

4. К основным рискам относятся:

1) макроэкономические риски, обусловленные снижением темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности и кризисом банковской системы, которые не позволят интенсифицировать развитие агропромышленного комплекса и усилят зависимость развития отрасли от государственных инвестиций. В результате негативных макроэкономических процессов может снизиться спрос на продукцию агропромышленного комплекса, а также могут сократиться реальные доходы сельского населения;

2) природно-климатические риски, обусловленные тем, что сельское хозяйство относится к отраслям, в значительной степени зависящим от погодно-климатических условий, а также тем, что колебания погодных условий оказывают серьезное влияние на урожайность сельскохозяйственных культур, объемы их производства и на обеспеченность животноводства кормовыми ресурсами, которые могут существенно повлиять на степень достижения прогнозируемых показателей. Зависимость функционирования отрасли от природно-климатических условий также снижает ее инвестиционную привлекательность;

3) социальные риски, обусловленные возможностью консервации или усиления социальной непривлекательности сельской местности и увеличения разрыва между уровнями жизни в городе и на селе, которые создадут серьезную угрозу демографического кризиса и спровоцируют нехватку трудоспособного населения, проживающего в сельской местности, а также поставят под угрозу срыва реализацию программ развития аграрного сектора;

4) международные торгово-политические риски, обусловленные успешным функционированием аграрного сектора, в увязке с ситуацией на международных рынках и деятельностью экспортеров и импортеров сельскохозяйственной продукции на внутреннем рынке, изменением конъюнктуры международной торговли сельскохозяйственной продукцией (это может сказаться на результатах сельскохозяйственной деятельности), существенным возрастанием конкуренции в результате вступления России во Всемирную торговую организацию и усилением ограничения по принятию различных мер аграрной политики, в том числе по внутренней поддержке сельского хозяйства, тарифному квотированию и уровню таможенных пошлин;

5) законодательные риски, выражающиеся в недостаточном совершенстве законодательной базы по регулированию сельскохозяйственной деятельности и сложности реализации оформления прав собственности на землю. При этом сложности юридического оформления права собственности на земельные участки ограничивают возможность сельскохозяйственным организациям использовать землю в качестве предмета залога и не позволяют сельскохозяйственным товаропроизводителям привлекать финансовые ресурсы на реальных рыночных условиях.