ЗАКОН
САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
от 12 декабря 2008 года N 116-ЗО
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ МАССОВОГО ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2006-2010 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА"
Принят Сахалинской областной Думой 4 декабря 2008 года
{Утратил силу: Закон Сахалинской области от 05.10.2010 N 79-ЗО}
Статья 1
Внести в Закон Сахалинской области от 7 июля 2006 года N 89-ЗО "Об областной целевой программе "Развитие массового жилищного строительства в Сахалинской области на 2006-2010 годы и на период до 2015 года" (Губернские ведомости, 2006, 18 июля, 19 июля; 2007, 11 июля, 28 декабря; 2008, 30 апреля, 22 июля, 29 июля, 1 августа) следующие изменения:
1) слова "Областная целевая программа "Развитие массового жилищного строительства в Сахалинской области на 2006-2010 годы и на период до 2015 года" заменить словами:
"Приложение 1
к Закону Сахалинской области
"О внесении изменений в
Закон Сахалинской области
"Об областной целевой
программе "Развитие
массового жилищного
строительства в Сахалинской
области на 2006-2010 годы
и на период до 2015 года"
Областная целевая программа "Развитие массового жилищного строительства в Сахалинской области на 2006-2010 годы и на период до 2015 года" ;
2) в Паспорте областной целевой программы "Развитие массового жилищного строительства в Сахалинской области на 2006-2010 годы и на период до 2015 года":
- позицию "Задачи Программы" дополнить абзацем следующего содержания:
"формирование жилищного фонда социального использования и специализированного жилищного фонда путем приобретения квартир на вторичном рынке жилья";
- позицию "Исполнители основных мероприятий Программы" изложить в следующей редакции:
"департамент строительства Сахалинской области;
департамент ТЭК и ЖКХ Сахалинской области;
департамент образования Сахалинской области;
управление молодежной политики Сахалинской
области;
управление сельского хозяйства Сахалинской области;
комитет экономики Сахалинской области;
главное финансовое управление Сахалинской области;
главное правовое управление аппарата администрации
Сахалинской области;
управление информации аппарата администрации Сахалинской области;
органы местного самоуправления;
ОАО "Сахалинское агентство по ипотечному жилищ-
ному кредитованию";
организации коммунального хозяйства;
коммерческие банки;
другие предприятия и организации.";
- в пункте 1 позиции "Источники и объемы финансирования Программы":
в абзаце четвертом цифры "670,0" заменить цифрами "300,0";
в абзаце пятом цифры "580,0" заменить цифрами "250,0";
в абзаце шестом цифры " 400,0" заменить цифрами "200,0";
3) раздел 1 изложить в следующей редакции:
"1. Характеристика проблемы
Необходимость обеспечения населения доступным (с точки зрения стоимости и условий приобретения) и комфортным (с точки зрения условий проживания) жильем является одной из важнейших проблем социально-экономического развития Сахалинской области.
Сложность разрешения указанной проблемы определяется, в первую очередь, зависимостью от большого количества разнородных факторов.
В то же время жилищный фонд Сахалинской области составляет около 11,6 млн. кв. м общей площади, в том числе 10,2 млн. кв. м (88%) в городах и поселках городского типа и 1,4 млн. кв. м (11%) - в сельской местности.
Обеспеченность жильем 1 жителя в среднем по Сахалинской области составляет сегодня 21,4 кв. м (по России - 20,0 кв. м).
Жилищный фонд по своим качественным характеристикам не удовлетворяет потребности человека в жилье:
- около 11% жилищного фонда находится в ветхом и аварийном состоянии (по России - 3,2%);
- около 18% населения области проживает в ветхих и аварийных домах (по России - примерно 2%).
Ветхий и аварийный жилищный фонд имеется в каждом муниципальном образовании, в том числе:
- в муниципальной собственности находится более 83% такого фонда;
- в частной собственности - около 12%;
- в государственной собственности - более 5% от общего количества ветхого и аварийного жилья.
В целом по Сахалинской области около 85% ветхого и аварийного жилищного фонда находится в городской местности и более 15% - в сельской.
Существующий жилищный фонд по-прежнему имеет тенденцию к старению и ветшанию.
За последние годы изменилась структура вводимых в эксплуатацию жилых домов по формам собственности и источникам финансирования жилищного строительства. Основной объем финансирования приходится на долю частных застройщиков, государство перестало быть основным участником жилищного строительства.
Очевидно, что существующие темпы жилищного строительства не решают проблему улучшения жилищных условий широких слоев населения.
Недостаточные объемы жилищного строительства отражают низкую эффективность данного сектора, высокие административные барьеры, высокую степень монополизации рынка жилья.
Величина требуемых инвестиций в новое жилищное строительство соизмерима с несколькими годовыми консолидированными бюджетами Сахалинской области. Очевиден однозначный вывод: существующая жилищная проблема не решаема, если будет основываться на использовании только бюджетных средств.
Решение указанной проблемы возможно на основе увеличения темпов жилищного строительства с учетом использования не только бюджетных, но и внебюджетных средств, среди которых основной объем инвестиций приходится на долю граждан.
В ходе развития массового жилищного строительства органы государственной власти и органы местного самоуправления должны уделять особое внимание оказанию поддержки отдельным категориям населения при строительстве (приобретении) жилья.
В рамках настоящей Программы к числу таких категорий населения отнесены:
- молодые семьи, в том числе молодые семьи, проживающие на селе, молодые ученые;
- работники бюджетных учреждений и их семьи, в том числе работники бюджетных учреждений, расположенных в сельской местности;
- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- молодые специалисты (и их семьи), выразившие намерение работать на селе в организациях социальной сферы (здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта, молодежной политики, социальной защиты и социального обеспечения) и агропромышленного комплекса.
В рамках Программы установлены следующие общие правила:
- государственная поддержка отдельных категорий жителей Сахалинской области в строительстве (приобретении) жилья осуществляется один раз и только по одному основанию (с точки зрения принадлежности членов семьи к той или иной категории населения);
- жители Сахалинской области участвуют в реализации Программы добровольно. При этом жители Сахалинской области, ставшие участниками Программы и получившие государственную поддержку в строительстве (приобретении) жилья, исключаются из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
- жители Сахалинской области самостоятельно выбирают подпрограмму (из всех входящих в состав Программы) для участия в ее реализации и получения государственной поддержки в строительстве (приобретении) жилья;
- государственная поддержка в строительстве (приобретении) жилья осуществляется в расчете на семью в целом;
- построенное (приобретенное) жилье оформляется в общую собственность всех членов семьи, получившей государственную поддержку.
Не менее сложная ситуация сложилась с состоянием объектов коммунального комплекса жилищного фонда.
Из-за большого износа генерирующих мощностей, магистральных, внутриквартальных и внутридомовых сетей водо- и теплоснабжения, негарантированного качества оказываемых услуг и значительного увеличения коммунальных тарифов отрицательной тенденцией последних лет стал рост отказов населения от централизованного отопления и другого коммунального обеспечения.
Деятельность коммунального сектора в Сахалинской области и в целом по России характеризуется неудовлетворительным качеством коммунальных услуг, неэффективным использованием природных ресурсов, загрязнением окружающей среды.
Причинами возникновения этих проблем являются:
- высокий уровень износа основных фондов коммунального комплекса;
- неэффективность существующей системы управления в коммунальном секторе, преобладание административных нерыночных отношений.
Высокий уровень износа основных фондов в коммунальном секторе вызван, в первую очередь, проводимой в предыдущие годы тарифной политикой, которая не обеспечивала реальные финансовые потребности организаций коммунального комплекса в обновлении основных фондов.
Административные принципы управления коммунальной инфраструктурой сформировали систему, при которой у организаций коммунального комплекса отсутствуют стимулы к повышению эффективности производства и снижению издержек. Это стало причиной несоответствия качества предоставляемых коммунальных услуг объемам финансовых средств, выделяемых на их предоставление.
Высокие инвестиционные риски, несовершенство договорных отношений и процедур тарифного регулирования препятствуют привлечению частных инвестиций в коммунальный сектор.
Следствием высокого износа основных фондов в коммунальном секторе является низкое качество коммунальных услуг, не соответствующее требованиям потребителей.
Причинами высокого уровня износа являются недостаточное финансирование ремонтных работ и явное несоответствие фактического объема инвестиций в модернизацию и реконструкцию основных средств даже минимальным потребностям.
Отбор проблемы развития массового жилищного строительства в Сахалинской области для разработки и принятия решения на региональном уровне определяется следующими факторами:
- значимостью проблемы;
- невозможностью комплексно решить проблему в приемлемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма и необходимостью государственной поддержки для ее решения;
- принципиальной новизной и высокой эффективностью технических, организационных и иных мероприятий, необходимых для широкомасштабного распространения научно-технических достижений и повышением на этой основе эффективности общественного производства;
- необходимостью координации межотраслевых связей технологически сопряженных отраслей и производств для решения данной проблемы.
Необходимость решения проблемы развития массового жилищного строительства программными методами учитывает также приоритеты и цели социально-экономического развития Российской Федерации и Сахалинской области, направления структурной и научно-технической политики, прогнозы развития общегосударственных и региональных потребностей и финансовых ресурсов, результаты анализа экономического, социального и экологического состояния страны и Сахалинской области.
Для реализации мер, предусмотренных в рамках выделенных приоритетов национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", должна быть обеспечена финансовая и организационная поддержка со стороны органов федеральной и региональной власти, а также органов местного самоуправления. Программа и входящие в ее состав подпрограммы должны стать механизмом реализации этой поддержки.
Это обеспечит эффективное и целенаправленное использование средств федерального, областного и местных бюджетов, а также внебюджетных источников в целях:
- сбалансированного стимулирования спроса и предложения на рынке жилья;