Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2020 ГОДЫ"

1.3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в сельском хозяйстве Сахалинской области


Сложное состояние производственного потенциала и финансовое положение большинства сельскохозяйственных товаропроизводителей области, высокий износ основных фондов, деградация производственного потенциала отрасли свидетельствуют о том, что инерционное развитие отрасли с опорой на действующие организационно-экономические механизмы не может вывести сельское хозяйство области из создавшегося положения.

В Сахалинской области существует тенденция невысоких темпов развития сельского хозяйства, их отставания от темпов роста экономики области в целом.

Замедление динамики производства сельскохозяйственной продукции, в первую очередь продукции животноводства, во многом объясняется тем, что по отношению к завозимому продовольствию, продукция местных товаропроизводителей оказывается неконкурентоспособной и вытесняется с сахалинского внутреннего рынка.

По результатам проведенной ревизии имущественного комплекса сельскохозяйственных унитарных предприятий, установлено, что государственной регистрации подлежат 57 объектов недвижимости, для чего требуется проведение технической инвентаризации и изготовление технических планов, а также необходимо проведение работ по формированию земельных участков под 27 объектами недвижимости (межевание, постановка на кадастровый учет). Предприятия не смогут сами, без государственной поддержки, провести мероприятия необходимые для государственной регистрации прав на объекты областной государственной собственности, переданные им на праве хозяйственного ведения.

Кроме того, вступление России во Всемирную торговую организацию имеет свои отрицательные последствия для сельского хозяйства России.

Для компенсации отрицательных последствий необходимо сохранить до 2020 года льготное налогообложение для отечественного сельхозпроизводителя, а также значительно увеличить государственную поддержку, в том числе направленную на техническое перевооружение производства.

Без государственной поддержки сельского хозяйства Сахалинской области увеличение доли животноводческой продукции (мяса, молока, яйца) собственного производства в общем объеме потребления не произойдет, а также сократятся реальные доходы сельского населения.

Это приведет к резкому обострению проблем:

1. обеспечения занятости населения, проживающего в сельских территориях области, снижения уровня его доходов;

2. поддержания и развития социальной инфраструктуры сельских территорий;

3. воспроизводства природных ресурсов, используемых в сельском хозяйстве.

Вследствие этого:

1. увеличится разрыв в уровне жизни сельского и городского населения;

2. возрастет социальная напряженность не только между "городом" и "деревней", но и между районами области (вследствие неравномерности развития сельского хозяйства в региональном разрезе);

3. снизится привлекательность сельского образа жизни и занятости в сельском хозяйстве;

4. активизируется процесс миграции сельского населения в города, что приведет к обострению в них социальной ситуации (разбалансированности рынка труда и жилья);

5. будет наблюдаться дальнейшее сокращение численности и качественная деградация трудовых ресурсов, на которые в своем развитии может рассчитывать сельское хозяйство, что обусловит специфические кадровые проблемы его структурно-технологической модернизации;

6. сформируются обширные территории, на которых не будет вестись хозяйственная деятельность, что приведет к потере социально-экономического контроля над ними и обусловит деградацию природно-экологического потенциала.

Необходим поиск новых, более действенных механизмов, способных образовать комплексную, реалистичную программу восстановления и развития аграрной экономики области.

Задача по динамичному развитию отрасли сельского хозяйства не выполнима без государственного участия.

Условия достижения прогнозных показателей развития сельского хозяйства в 2013 - 2020 годах и оценка негативных факторов и социально-экономических проблем характеризуются следующими тенденциями.

Производство продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств к 2020 году (в сопоставимой оценке) должно вырасти по отношению к 2012 году на 39%. Рост продукции сельского хозяйства в большей степени будет обеспечен за счет роста объемов производства в растениеводстве (на 38%) и животноводства (на 43%). Обеспеченность потребления основных видов продуктов за счет производства местных производителей к 2020 году должна составить по мясу не менее 10,8% (в 2012 году - 6,8%), по молоку - не менее 40% (в 2012 году - 26,4%), по яйцу, картофелю и овощам - 100%.

Положительное влияние на рост объемов производства продукции сельского хозяйства окажет увеличение инвестиций. В 2013 - 2020 годах рост инвестиций в сельское хозяйство должен продолжиться.

За период реализации Программы значительно будет увеличена доля техники, используемой в пределах эксплуатационного срока, до 60-70%. Будут введены в эксплуатацию современные мощности по хранению картофеля и овощей в объеме - 32,3 тыс. тонн, новые скотоместа в количестве 2900 единиц.

Доходы работников сельскохозяйственных организаций к 2020 году должны повыситься относительно 2012 года на 72% и составят 54 тыс. рублей в месяц. Поступление налогов от сельскохозяйственных предприятий, получающих государственную поддержку, в 2020 году составит 183,8 млн. рублей (172% к 2012 году).

Вместе с тем, наращиванию прогнозируемых темпов роста социально-экономического развития сельского хозяйства на 2013 - 2020 годы могут помешать риски, сложившиеся под воздействием негативных факторов и имеющихся в аграрном секторе социально-экономических проблем.

К основным рискам относятся:

- макроэкономические риски, включающие рост цен на энергоресурсы и другие материально-технические средства, потребляемые в отрасли, что ограничивает возможности значительной части сельскохозяйственных товаропроизводителей обеспечивать реализацию приоритетных направлений развития сельскохозяйственного производства. В результате негативных макроэкономических процессов может снизиться спрос на продукцию агропромышленного комплекса, а также могут сократиться реальные доходы сельского населения;