Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СНИЖЕНИЕ МАСШТАБОВ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИЕЙ И ПРОФИЛАКТИКА АЛКОГОЛИЗМА СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2015 ГОДЫ"

Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами


Реализация государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года направлена на снижение объемов потребления населением алкогольной продукции, в том числе слабоалкогольных напитков, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, улучшение демографической ситуации в стране, увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, формирование стимулов к здоровому образу жизни. В России к началу 90-х годов потребление учтенной алкогольной продукции на душу населения составило 5,4 литра абсолютного алкоголя в год, а к 2008 году оно возросло до 10 литров, то есть в 1,8 раза.

По оценкам экспертов Всемирной организации здравоохранения превышение допустимого уровня потребления алкогольной продукции (из расчета 8 литров абсолютного алкоголя в год на душу населения) является крайне опасным для здоровья нации, потребление каждого литра сверх данного предела отнимает 11 месяцев жизни у мужчин и 4 месяца у женщин.

Согласно мировой статистике потребление алкогольной продукции является причиной смерти почти 2 миллионов человек и возникновения 4% болезней во всем мире ежегодно. Сегодня 2,8 млн. россиян вовлечено в тяжелое, болезненное пьянство, что составляет 2% от численности всего населения страны, в Сахалинской области - 3% от всего населения.

В Сахалинской области потребление алкогольных напитков и пива в абсолютном алкоголе на душу населения остается высоким и за 2011 год данный показатель составил 13,68 литра, за 2010 год - 11,3 литра, за 2009 год - 15,7 литра.

В Российской Федерации с 1998 года наблюдается ежегодное увеличение производства и продажи слабоалкогольных напитков, включая пиво. В Сахалинской области продажа пива составляет 62% от числа продаваемых алкогольных напитков, продажа водки и ликероводочной продукции - 25%.

В Сахалинской области уровень смертности от отравлений алкоголем и его суррогатами составил в 2011 году - 44,1 случая на 100 тыс. населения, из них трудоспособного возраста 44,38 случая на 100 тыс. населения; в 2010 году - 44,46 случая на 100 тыс. населения, из них трудоспособного возраста 40,63 случая на 100 тыс. населения; в 2009 году - 40,38 случая на 100 тыс. населения, из них трудоспособного возраста 34,78 случая на 100 тыс. населения.

В Сахалинской области в 2011 году по сравнению с 2010 годом снизились показатели заболеваемости алкоголизмом и алкогольными психозами с 334,7 до 281,9 случая на 100 тыс. населения, но превышают среднероссийские показатели более чем в 2,5 раза.

Злоупотребление алкогольной продукцией стало основной причиной стремительного накопления демографических и социальных проблем в России с середины 60-х годов.

В современной России злоупотребление алкогольной продукцией приводит к преждевременной смерти людей от предотвратимых причин и является одной из основных причин социальной деградации определенной части общества, которая выражается в росте преступности, насилия, сиротства, в ухудшении здоровья, росте инвалидности и случаев суицида.

Причины смерти от злоупотребления алкогольной продукцией заключаются не только в случайных алкогольных отравлениях. В большинстве случаев смертельный исход происходит от несчастных случаев и насилия, в меньшей части - от сердечнососудистых, онкологических и других заболеваний, которые развились в связи со злоупотреблением алкогольной продукцией.

В состоянии алкогольного опьянения ежегодно совершаются многочисленные преступления - убийства, причинение тяжкого вреда здоровью, изнасилования, хулиганство, грабежи, разбои, угоны автотранспорта.

Алкоголизм является одной из самых распространенных причин отказа родителей от детей и лишения родительских прав. Высокий уровень алкоголизации ведет к тенденции роста количества разводов в семьях и "омоложения" алкоголизма.

Алкогольную продукцию потребляет значительное количество подростков. Раннее приобщение детей и молодежи к алкогольной продукции в несколько раз увеличивает риск развития алкоголизма.

В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 N 537, стабилизация численности населения и коренное улучшение демографической ситуации являются стратегическими целями обеспечения национальной безопасности, а алкоголизм назван одной из главных угроз национальной безопасности в сфере здравоохранения.

Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 N 1351 утверждена Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, которая нацелена на стабилизацию и рост численности населения, повышение общего коэффициента рождаемости в 1,5 раза и увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 75 лет. Достижение таких показателей невозможно без принятия государством эффективных мер по противодействию злоупотреблению алкогольной продукцией.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения" одним из основных направлений обозначена модернизация наркологической службы, завершение которой запланировано до 01 января 2016 года.

Таким образом, алкоголизм как один из факторов демографического и социального кризиса в России представляет собой общенациональную угрозу на уровне личности, семьи, общества и государства. Анализ ситуации определил проблему не столько как медицинскую, сколько как социальную, имеющую государственное значение, требующую немедленного решения.

Однако решение проблемы требует значительных финансовых затрат, решение которых возможно только программно-целевыми методами.

Сокращение масштабов употребления алкогольной продукции имеет ключевое значение для сохранения здоровья и трудового потенциала населения области. Организационной основой реализации государственной политики по снижению злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года в Сахалинской области должна стать Программа.

Реализация мероприятий Программы предусматривает межотраслевое и межведомственное взаимодействие на региональном и муниципальном уровнях, их координацию и распространение, а также формирование системы количественных индикаторов результативности Программы.

Основным риском является сокращение бюджетного финансирования Программы в процессе ее реализации и необходимость перераспределения бюджетных ассигнований, что приведет к снижению ожидаемых эффектов.