АДМИНИСТРАЦИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 декабря 2009 года N 582-па

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 16.02.2009 N 45-ПА "ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009 - 2011 ГОДЫ"

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", в целях систематизации направлений государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Сахалинской области, повышения их эффективности и синхронизации с механизмами, реализуемыми Правительством Российской Федерации, администрация Сахалинской области постановляет:

1. Внести изменения и дополнения в областную целевую программу "Развитие малого и среднего предпринимательства в Сахалинской области на 2009 - 2011 годы", утвержденную постановлением администрации Сахалинской области от 16.02.2009 N 45-па, изложив ее в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Признать утратившим силу постановление администрации Сахалинской области от 01.06.2009 N 201-па "О внесении изменений и дополнений в постановление администрации Сахалинской области от 16.02.2009 N 45-па "Об областной целевой программе "Развитие малого и среднего предпринимателей в Сахалинской области на 2009 - 2011 годы".

3. Опубликовать настоящее постановление в газете "Губернские ведомости".

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого вице-губернатора Сахалинской области К.М.Строганова.

Губернатор Сахалинской области А.В. Хорошавин


ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению администрации
Сахалинской области
от 31 декабря 2009 г. N 582-па

"Утверждена

постановлением администрации

Сахалинской области

от 16 февраля 2009 г. N 45-па

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Развитие малого и среднего предпринимательства в Сахалинской области на 2009-2011 годы"


Паспорт

областной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Сахалинской области на 2009 - 2011 годы"

Наименование программы

Областная целевая программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в Сахалинской области на 2009 - 2011 годы" (далее - Программа)

Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного акта)

Распоряжение администрации Сахалинской области от 06 октября 2008 года N 743-ра "О Концепции областной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в  Сахалинской области на 2009 - 2011 годы"

Государственный заказчик
 Программы

Администрация Сахалинской области

Разработчик-координатор Программы

Комитет экономики Сахалинской области

Основные разработчики
 Программы

Администрация Сахалинской области, комитет экономики Сахалинской области

Цели и задачи Программы

Целями Программы являются:
 1) создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства в Сахалинской области, в том числе создание предпосылок устойчивого развития малых и средних форм бизнеса в депрессивных муниципальных образованиях, а также развитие конкурентной среды в экономике Сахалинской области;

 2) повышение роли субъектов малого и среднего предпринимательства в реализации социальной политики, содействие росту уровня жизни и доступности социальных благ для населения, увеличение численности работников, занятых у субъектов малого и среднего предпринимательства.
 Основными задачами , решение которых позволит достичь поставленных целей, являются:
 1) оказание организационной поддержки и повышение роли общественных и иных некоммерческих организаций предпринимателей в реализации мер государственной поддержки предпринимательства;

 2) развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;

 3) обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитным ресурсам;

 4) обеспечение устойчивого развития малых и средних предприятий с использованием современных форм и методов информационной, консультационной, маркетинговой и иных видов поддержки;

  5) совершенствование нормативной правовой базы и правового обеспечения в сфере предпринимательской деятельности;

 6) адаптация системы подготовки кадров к потребностям предпринимательства;

 7) формирование условий, обеспечивающих устойчивый рост доли занятых у субъектов малого и среднего предпринимательства в общей численности занятого населения в экономике;

 8) поддержка механизмов развития предпринимательства, реализуемых органами местного самоуправления;

 9) развитие методов налогового стимулирования предпринимательской деятельности;

 10) содействие в продвижении товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства Сахалинской области, на региональные и зарубежные рынки;

 11) активное привлечение молодежи к организации предпринимательской деятельности.

Сроки и этапы реализации Программы

Программа реализуется в один этап в 2009 - 2011 годах

Объемы и источники финансирования

Общий объем средств за все время реализации  Программы составляет 255750 тыс. руб., из них:
 в 2009 году - 8000 тыс. руб.;

 в 2010 году - 117625 тыс. руб.;

 в 2011 году - 130125 тыс. руб.
 В том числе объем средств бюджета Сахалинской области составляет 255750 тыс. руб., из них:
 в 2009 году - 8000 тыс. руб.;

 в 2010 году - 117625 тыс. руб.;

 в 2011 году - 130125 тыс. руб.

Исполнители и соисполнители основных мероприятий Программы

Комитет экономики Сахалинской области;
комитет по промышленности и торговле Сахалинской области;
комитет по управлению государственным имуществом Сахалинской области;
департамент по рыболовству Сахалинской области;
департамент образования Сахалинской области;
департамент строительства Сахалинской области;
департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области;
главное финансовое управление Сахалинской области;
управление сельского хозяйства Сахалинской области;
управление молодежной политики Сахалинской области;
управление п о труду Сахалинской области;
управление государственной службы занятости населения Сахалинской области;
региональная энергетическая комиссия Сахалинской области;
административно-контрольное управление администрации Сахалинской области

Важнейшие целевые индикаторы и показатели

К концу 2011 года:
 1) Количество субъектов малого и среднего предпринимательства составит не менее 27,6 тыс. единиц.
 2) Количество работающих на малых и средних предприятиях - 58 тыс. единиц.
 3) Объем инвестиций в малые и средние предприятия - 2,1 млрд. руб.
 4) Объем налоговых поступлений в консолидированный бюджет Сахалинской области от субъектов предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, - 1,9 млрд. руб.
 5) Доля товаров (работ, услуг), производимых малыми и средними предприятиями, в валовом региональном продукте Сахалинской области составит 8,7%.
 6) Доля респондентов, оценивающих развитие  предпринимательского климата как благоприятное, составит в общем количестве опрошенных субъектов малого и среднего предпринимательства и их некоммерческих объединений более 21%.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и оценка социально-экономической эффективности

П овышение доступа к кредитным ресурсам;

 увеличение ассортимента и повышение качества продукции, производимой субъектами малого и среднего предпринимательства;

 соответствие продукции, выпускаемой субъектами малого и среднего предпринимательства области, стандартам, применяемым странами - членами Всемирной торговой организации;

 повышение реальных доходов наемных работников субъектов малого и среднего предпринимательства;

 повышение роли общественных и иных некоммерческих организаций предпринимателей;

 рост доли продукции с высокой добавленной стоимостью, производимой субъектами малого и среднего предпринимательства;

 создание развитой конкурентной среды в экономике области.

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами


Развитие малого и среднего предпринимательства является одним из наиболее значимых направлений деятельности органов власти всех уровней в рамках решения вопросов социально-экономического развития территорий Сахалинской области и смягчения социальных проблем.

Экономический эффект от деятельности малого и среднего бизнеса оценивается с точки зрения его вклада в валовой региональный продукт, повышения качества и конкурентоспособности производимых товаров и услуг, уровня диверсификации деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.

Развитие малого и среднего предпринимательства в социальном аспекте - это занятость и качество жизни сахалинцев и курильчан, обеспечение жителей области необходимыми им товарами и услугами, формирование среднего класса и демократических институтов гражданского общества, реализация социальных программ.

Именно поэтому в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, содействие развитию малого и среднего бизнеса названо одной из приоритетных целей социально-экономической политики Российской Федерации.

Также в соответствии с Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1663-р, именно ускоренное развитие малого и среднего предпринимательства - одно из важнейших направлений работы исполнительных органов государственной власти.

Малый, а иногда и средний бизнес в связи с отсутствием серьезных финансовых резервов является наиболее незащищенным сектором экономики от внешних воздействий. В то же время он должен быть доступен для всех социальных слоев населения, безопасен и относительно прост при осуществлении хозяйственной деятельности.

Сегодня малый и средний бизнес характеризуется высокой степенью риска, значительной зависимостью от инициативы и способностей руководителя предприятия, финансовой и коммерческой неустойчивостью, низким уровнем финансовых резервов, ограниченностью основных фондов, сравнительно небольшим объемом хозяйственной деятельности, небольшой численностью работников и ограниченным числом управленческого персонала, значительным объемом привлеченных ресурсов и другими показателями, определяющими его экономическую неустойчивость.

По итогам 2008 года, количество субъектов малого и среднего предпринимательства составило 23,9 тыс. единиц, в том числе малых предприятий - 4,3 тыс. единиц, средних - 74 единицы, индивидуальных предпринимателей - 19593 человек.

Количество работающих в малом и среднем бизнесе с учетом всех категорий занятых составило, по оценке, 100 тыс. человек, или более 35% населения, занятого в экономике области.

Объем оборота организаций по малым и средним предприятиям в 2008 году составил 77,8 млрд. руб., или 17% вклада в оборот продукции, работ, услуг на территории Сахалинской области.

Среднемесячная заработная плата на малых предприятиях составила в 2007 году 13 тыс. руб., в 2008 году - 16,1 тыс. руб.

Сложившаяся в последние годы на территории Сахалинской области отраслевая структура субъектов малого и среднего предпринимательства практически не меняется. Малые предприятия успешно работают практически во всех отраслях экономики. Наибольшее число малых и средних предприятий осуществляет деятельность в сфере оптовой и розничной торговли, обрабатывающих производств, операций с недвижимым имуществом, а также в отраслях рыболовство и рыбоводство.

За последние три года наблюдается увеличение инвестиций в основной капитал субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, если в 2004 году объем инвестиций в основной капитал малых предприятий и предпринимателей составил 300 млн. рублей, то в 2007 году - уже около 1300 млн. рублей.

В 2007 году налоговые поступления в консолидированный бюджет Сахалинской области от субъектов малого и среднего предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, составили более 0,9 млрд. руб., а в 2008 году - более 1,2 млрд. руб.

Отдельно стоит отметить значительную территориальную дифференциацию субъектов малого и среднего предпринимательства. На 01 января 2009 года большинство субъектов находится в муниципальном образовании городской округ "Город "Южно-Сахалинск" - 8,7 тыс. единиц. Самое меньшее количество - в муниципальном образовании "Городской округ "Вахрушев" - 7 единиц. Размещение малых предприятий и индивидуальных предпринимателей по муниципальным образованиям Сахалинской области приведено в таблице ниже.

Наименование муниципального образования

Количество индивидуальных предпринимателей

Количество малых предприятий

Количество субъектов малого предпринимательства
 на 1 тыс. населения

Всего по области

19593

4303

46

Городской округ "Город Южно-Сахалинск"

8787

2317

61

Городской округ "Александровск-Сахалинский район"

224

55

19

Городской округ "Долинский"

678

181

34

"Корсаковский городской округ"

1374

321

39

"Невельский муниципальный район"

739

112

39

Городской округ "Охинский"

920

117

35

Городской округ "Поронайский"

601

117

30

Углегорский муниципальный район

544

115

25

"Холмский городской округ"

3414

435

86

"Анивский городской округ"

447

108

33

"Городской округ "Вахрушев"

35

6

16

"Курильский городской округ"

114

34

24

"Макаровский городской округ"

151

70

25

"Городской округ Ногликский"

403

55

35

Северо-Курильский городской округ

64

25

39

"Смирныховский городской округ"

282

55

24

"Томаринский городской округ"

239

43

27

"Тымовский городской округ"

382

55

25

"Южно-Курильский городской округ"

195

82

27

Важно отметить в качестве проблем, которые сдерживают развитие малого и среднего предпринимательства в Сахалинской области, следующие:

- незавершенность и отсутствие системности в формировании законодательной базы, регулирующей деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства;

- неразвитость механизмов финансирования предприятий на ранних стадиях развития и недостаток собственных ресурсов у субъектов малого и среднего предпринимательства;

- затрудненный доступ к источникам финансирования в связи с отсутствием залогового обеспечения;

- неразвитость института микрофинансирования;

- наличие административного давления на бизнес (несоблюдение контрольными (надзорными) органами требований законодательства об ограничении внепланового контроля);

- недостаточная эффективность применяемых механизмов консультационной поддержки и обучения предпринимателей;

- малое количество квалифицированных кадров, в том числе в сфере управления персоналом и производством;

- неразвитость организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

- слабый уровень информированности субъектов малого и среднего предпринимательства об осуществляемых органами власти всех уровней мерах поддержки.

В целях выявления особенностей функционирования и развития малого и среднего предпринимательства Сахалинской области был проведен SWOT-анализ, в рамках которого были выявлены основные проблемные факторы, угрозы, влияющие на деятельность малого и среднего предпринимательства. В рамках Программы определены меры нейтрализации угроз и использования потенциальных возможностей развития предпринимательства:


Сильные стороны

Слабые стороны

- наличие политической воли к изменению в положительную сторону условий для деятельности малого и среднего предпринимательства;

  - продолжающееся формирование нормативной правовой базы, регламентирующей вопросы оказания поддержки субъектам малого и среднего бизнеса;

 - активное участие субъектов предпринимательства в выставочно-ярмарочных мероприятиях на территории региона и за его пределами;

 - наличие квалифицированных кадров в сфере образования и повышения квалификации, которые будут вовлечены в решение проблемных вопросов;

 - высокая динамичность оборота финансовых ресурсов на предприятиях малого и среднего бизнеса;

 - высокая степень адаптации малого и среднего бизнеса к изменениям рыночной среды.

- недостаточный уровень квалификации персонала на предприятиях малого и среднего бизнеса;

 - недостаток собственных ресурсов предприятий малого и среднего предпринимательства для переподготовки и повышения квалификации работников;

 - ограниченность собственных средне- и долгосрочных инвестиционных ресурсов;

 - сосредоточение основн ого количества субъектов малого и среднего бизнеса в сфере торговли;

 - затрудненный доступ к кредитным ресурсам, в том числе неразвитость институтов микрофинансирования и залогового обеспечения на территории области;

 - низкий уровень развития консалтинговых услуг для бизнеса;

 - слабая защищенность прав субъектов предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального надзора, а также в процессе получения разрешительных документов.

Возможности

Угрозы

- использование достижений лучшей
 практики других регионов России и международного опыта;

 - активное внедрение современных методов оказания информационной, консультационной поддержки и механизмов обеспечения оперативного доступа субъектов предпринимательства к последним изменениям законодательства и иной необходимой информации;

 - проведение публичных мероприятий с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в целях расширения возможностей предпринимательского сообщества для делового общения и координации действий с органами власти;
 - предоставление прямой финансовой поддержки в виде субсидий из областного бюджета субъектам малого и среднего предпринимательства;
 - возможность получения из федерального бюджета софинансирования на реализацию программных мероприятий;

 - использование налоговых методов стимулирования в отношении приоритетных видов деятельности;

 - удобное географическое местоположение области по отношению к рынкам сбыта в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

- недостаточность маркетинговой информации;

 - высокие требования банковских структур к обеспечению по привлекаемы м малым и средним бизнесом кредитным ресурсам;

 - сложившаяся неравномерная структура распределения рабочей силы региона по отраслям;

 - высокие темпы роста цен на услуги естественных монополий (в том числе на энергоносители);

 - низкая активность органов местного самоуправления по оказанию поддержки и развитию малого и среднего предпринимательства;

 - значительные конкурентные ограничения на товарных рынках со стороны крупных компаний, а также субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в области более 12 - 15 лет.

Целесообразность разработки Программы, реализующей программно-целевой подход к решению проблем развития малого и среднего предпринимательства, определяется следующими факторами:

- сложность и разнообразие проблем, с которыми сталкиваются субъекты малого и среднего предпринимательства Сахалинской области, определяют необходимость системного подхода к их решению, к согласованию отдельных направлений государственной политики по содержанию, технологиям реализации и по времени осуществления;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»