Стратегия развития Сахалинской области на период до 2020 года, утвержденная постановлением администрации Сахалинской области от 11.07.2008 N 203-па (далее - Стратегия), преследует основной целью поддержание высокого уровня благосостояния и качества жизни населения, соответствующих уровню наиболее развитых стран. Одной из основных стратегических целей является создание эффективной, динамично развивающейся, сбалансированной, экологически позитивной экономики, позволяющей обеспечить высокий уровень доходов населения, создание условий для комфортного проживания, работы, творческого развития и отдыха жителей Сахалинской области.
Предлагаемая долгосрочная целевая программа Сахалинской области "Профилактика терроризма и экстремизма в Сахалинской области на 2010 - 2012 годы" (далее - Программа) разработана в целях обеспечения безопасного проживания и жизнедеятельности населения Сахалинской области. Ее успешная реализация по локализации террористических и экстремистских угроз позволит беспрепятственно добиться стратегических целей, сформулированных в Стратегии.
Очевидно, что Стратегия не будет реализована в случае дестабилизации обстановки в регионе. Международный и отечественный опыт противодействия терроризму свидетельствует о том, что силовые методы решения данной проблемы могут временно локализовать конкретную угрозу совершения террористических актов. Но в целом такие угрозы будут сохраняться до тех пор, пока существует система воспроизводства инфраструктуры терроризма. Ключевые звенья этой системы - идеология терроризма и экстремизма, ее вдохновители и носители, а также каналы распространения указанной идеологии.
Анализ складывающейся обстановки, экономического и социального развития Сахалинской области позволяет сделать прогноз, что в сфере противодействия терроризму на ее территории в период до 2012 года в связи с террористическими угрозами, исходящими от международных террористических организаций, приоритетным будет являться обеспечение антитеррористической защищенности объектов нефтегазового комплекса, осваиваемых совместно с иностранными инвесторами.
Так, только в 2007 году правоохранительными структурами Сахалинской области выявлены и нейтрализованы, в том числе на территории муниципальных образований, лица, высказывавшие угрозы совершения диверсионно-террористического акта на турбогенераторной установке берегового технологического комплекса одного из нефтегазовых объектов серии "Сахалин". На территории области задержан и экстрадирован один из лидеров структуры международной террористической организации "Хизб-ут Тахрир аль-Ислами", отбывавший наказание за причастность к религиозно-экстремистской деятельности на территории своей страны и тайно покинувший колонию-поселение. За этот период зафиксировано 16 анонимных звонков с заведомо ложными сообщениями об акте терроризма и один факт письменного анонимного предупреждения о готовящемся взрыве жилого дома в г. Южно-Сахалинске.
Не менее актуальной в регионе останется проблема противодействия экстремистским проявлениям. В течение 2006 - 2008 годов правоохранительными органами регулярно фиксируются факты создания и администрирования в сахалинском сегменте сети Интернет-сайтов неонацистской направленности, целью которых, по оценкам специалистов, является оказание влияния на молодежную среду. Информация, содержащаяся в указанных Интернет-ресурсах, способствует привитию молодежи культа насилия и может спровоцировать возникновение очагов межрасовой и межнациональной нетерпимости. Так, в мае 2008 года один из сайтов, пропагандирующий деятельность сахалинской "скинхед"-группировки "Славянский союз", решением Южно-Сахалинского городского суда признан экстремистским. С 2007 года по настоящее время в Сахалинской области выявлено 21 различное объединение, в деятельности которых усматриваются элементы экстремисткой направленности.
Анализ миграционной обстановки в Российской Федерации и в Сахалинской области в частности свидетельствует, что интенсивность миграционных потоков из стран с нестабильной общественно-политической и социально-экономической обстановкой имеет устойчивую тенденцию к увеличению. Так, по официальным данным за 2007 год в Сахалинской области на территории муниципальных образований количество зарегистрированных иностранцев увеличилось по сравнению с 2006 годом на 26% и составило 64862 человека, в 2008 году - 69670 человек. Количество выявленных в этой сфере административных правонарушений в 2007 году увеличилось более чем в 2 раза и составило 10751, в 2008 году - 8177. Число выдворенных иностранных граждан в 2007 году увеличилось по сравнению с предыдущим годом на 39% и составило 107 человек, в 2008 году - 117. Направлено представлений о закрытии въезда в Российскую Федерацию: 2006 год - 77, 2007 -107, 2008 - 117.
Неуменьшающийся незаконный приток в область иностранной рабочей силы не способствует стабилизации обстановки.
Успешно противостоять угрозам террористического и экстремистского характера можно при организации деятельности на следующих основных направлениях:
- формирование (совершенствование) механизма защиты населения области, информационного пространства от идеологии терроризма и экстремизма;
- совершенствование системы противодействия терроризму и экстремизму, предусматривающей деятельность органов государственной власти Сахалинской области, возможностей правоохранительных органов и спецслужб, общественных организаций, ученых, специалистов в области религиозных отношений, образования, культуры и искусства, средств массовой информации (далее - СМИ) в осуществлении деятельности на данном направлении;
- формирование социально-политических, правовых и иных основ для эффективного противодействия идеологии терроризма и экстремизма на территории Сахалинской области.
Качественная реализация как отдельных, так и комплексных мероприятий по указанным направлениям возможна и целесообразна только в рамках целевой программы.