Необходимость разработки Программы обусловлена проведенным анализом состояния преступности в Сахалинской области.
На протяжении последних 2 лет на территории Сахалинской области произошло снижение уровня преступности, рост которого наблюдался в предыдущие годы (снижение в 2007 году на 5,6%, в 2008 году на 9,7%).
Сократилось общее число наименее латентных видов преступных деяний - относящихся к категориям тяжких и особо тяжких преступлений.
Одной из причин снижения преступности в течение 2007 - 2008 годов является реализация областной и муниципальных программ профилактики.
Уровень преступности в Сахалинской области (на 10 тыс. населения) снизился с 291,9 (2007 год) до 264,9 (2008 год), вместе с тем по-прежнему превышает среднероссийский показатель (226 преступлений на 10 тыс. населения).
В 2008 году количество тяжких и особо тяжких преступных посягательств сократилось на 20,1% и составило 3151 преступление (по России снижение произошло на 11,4%, по Дальневосточному федеральному округу (далее - ДФО) - на 15,3%). Удельный вес таких преступлений в общей структуре преступности снизился с 25,9% до 22,9% (по России - 26,5%; по ДФО - 26,6%).
Значительно сократилось количество убийств (130, или -24,4% к 2007), разбоев (88, или -41,7%), грабежей категорий тяжких и особо тяжких преступлений (402, или -35,1%), изнасилований (36, или -16,3%).
Кража чужого имущества остается самым распространенным видом преступлений и составляет 46,9% в общей структуре преступности. В целом по области количество краж снизилось на 11,1% и составило 6449 краж (2007 год - 7257). В структуре краж каждая седьмая является квартирной.
Достигнуты положительные результаты по противодействию преступности в сфере экономики. На 6,1% больше выявлено преступлений экономической направленности (1707; 2007 год - 1609), в том числе: на 5,3% - по линии криминальной милиции (876), на 6,9% - по линии милиции общественной безопасности (831). Возмещение имущественного ущерба по оконченным уголовным делам экономической направленности по линии криминальной милиции составило 92,3%, по линии милиции общественной безопасности - 98,1% (2007 год - 101,8% и 94,2% соответственно).
В 2008 году на 12,6% возросло количество выявленных правоохранительными органами преступлений в сфере водных биоресурсов (688; 2007 год - 611), на 88,6% - в сфере лесной и деревообрабатывающей промышленности (66; 2007 год - 35), на 0,3% - в сфере потребительского рынка (582; 2007 год - 580).
За 2008 год сотрудниками органов внутренних дел области выявлено 279716 административных правонарушений (2007 год - 237549), по которым наложено штрафных санкций на сумму около 55,7 млн. рублей (2007 год - 36,9 млн. рублей), из них взыскано 37,9 млн. рублей (2007 год - 28 млн. рублей). Взыскание штрафных санкций составило 67,9% (2007 год - 76,1%).
На территории области зарегистрировано 733 преступления экологической направленности (+15,3%; 2007 год - 636). Сотрудниками органов внутренних дел области за нарушение экологического законодательства составлено 898 административных протоколов, что на 0,3% больше, чем в 2007 году (895). К административной ответственности привлечено 833 лица, из них 20 юридических лиц, 69 должностных, 744 физических. Общая сумма наложенных штрафов составила 1,1 млн. рублей, взыскано 0,6 млн. рублей. Взыскаемость от суммы наложенных штрафов составляет 53,1%.
Остается сложной криминальная обстановка в общественных местах и на улицах населенных пунктов области. В 2008 году произошел незначительный рост преступлений, совершаемых в общественных местах (1270; 2007 год - 1258), в том числе на улицах (447; 2007 год - 443).
На рост преступности в общественных местах оказало влияние увеличение количества (в 4,3 раза по сравнению с 2007 годом ) неправомерного завладения автотранспортом (87; 2007 год - 20).
На протяжении последних лет одним из факторов, характеризующих криминогенную обстановку в Сахалинской области, является высокий уровень подростковой преступности. Несмотря на то, что удельный вес преступлений, совершенных несовершеннолетними, снизился до 10,4% (2007 год - 13%), он по-прежнему превышает соответствующий показатель по ДФО (10,1%) и по России (6,8%).
С 2004 года число осужденных к наказаниям без лишения свободы выросло на 8,3% (2004 - 7209, 2005 - 6698, 2006 - 6662, 2007 - 7460, 2008 - 7811). Уровень повторной преступности среди осужденных к наказаниям без лишения свободы в процентном соотношении остался на уровне 2004 года - 0,4 %.
Одной из основных причин сложившейся ситуации в сфере предупреждения преступности данной категории граждан является недостаточное число институтов ресоциализации осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях по Сахалинской области, подразделениях ОВД области и комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Слабо ведется работа по трудоустройству осужденных к наказаниям в виде исправительных и обязательных работ, осужденных условно с испытательным сроком. В 2008 году на учете в уголовно-исполнительных инспекциях по Сахалинской области состояло 1099, или 28,3% осужденных к наказаниям без лишения свободы, которые не работали и не учились (2006 - 1227, или 37,8%; 2007 - 1028, или 25,6%). Несмотря на имеющиеся в ряде муниципальных образований положительные наработки в вопросах профилактики правонарушений осужденных без изоляции от общества и их ресоциализации, в большинстве районов области отсутствует единая скоординированная система непрерывного социального сопровождения лиц, находящихся в конфликте с законом.
Ежегодно в Сахалинской области выявляется более 400 нарушений законодательства в сфере лесного хозяйства и охраны объектов животного мира. В 2008 году выявлено 415 нарушений, в том числе 103 незаконные рубки деревьев, объем незаконно вырубленной древесины составил 5,1 тыс. куб. м, ущерб превысил 22,1 млн. рублей, 29 фактов нарушения правил пожарной безопасности в лесах и 61 нарушение правил охоты. По данным материалам возбуждено 52 уголовных дела.
Решение задач по укреплению правопорядка на территории области предполагает комплексный подход, создание эффективного механизма противодействия криминальной среде, использование возможностей программно-целевого планирования правоохранительных мероприятий на среднесрочную перспективу, консолидацию сил и средств на приоритетных направлениях борьбы с преступностью.
Это обусловливает необходимость разработки и принятия комплексной системы мер, направленных на дальнейшее совершенствование профилактической деятельности, объединение усилий органов государственной власти, местного самоуправления, правоохранительных и контролирующих структур, с учетом накопленного опыта и специфики территории области.