Структуру управления физической культурой и спортом в Сахалинской области составляют:
1. Губернатор Сахалинской области.
2. Правительство Сахалинской области.
3. Сахалинская областная Дума.
4. Агентство спорта, туризма и молодежной политики Сахалинской области.
5. Муниципальные образования Сахалинской области.
6. Органы управления физической культурой и спортом муниципальных образований.
7. Государственные и муниципальные учреждения дополнительного образования детей спортивной направленности (ДЮСШ, ДЮКФП, СДЮСШОР).
8. Федерации по видам спорта - региональные общественные организации.
9. Филиалы федеральных общественных спортивных организаций.
10. Образовательные учреждения дошкольного образования, средние общеобразовательные школы, учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования.
11. Учреждения социальной защиты.
12. Спортивные клубы.
13. Коллективы физической культуры.
14. Государственные, муниципальные и частные спортивные организации.
В области имеется 19 административных делений. Во всех муниципальных образованиях функционируют органы управления физической культурой и спортом (управления, комитеты, отделы, специалисты в администрациях).
Правовое регулирование в сфере физической культуры и спорта осуществляется в соответствии с рядом нормативных правовых актов. Законом Сахалинской области от 1 августа 2008 года N 76-ЗО "О физической культуре и спорте в Сахалинской области" определены основные направления деятельности в сфере физической культуры и спорта, принципы осуществления соответствующей региональной государственной политики. Также установлены дополнительные социальные гарантии работникам спортивной отрасли.
В рамках Концепции развития физической культуры и спорта в Сахалинской области, утвержденной распоряжением администрации Сахалинской области от 20 августа 2002 года N 418-ра, начиная с 2003 года, на плановой основе осуществляются мероприятия, направленные на внедрение физической культуры и спорта в жизнь населения островного региона. Однако Концепция определяет лишь направления работ и фактически не может являться инструментом в создании комплексной системы развития физической культуры и спорта.
В области существует межведомственная система взаимодействия и координации по вопросам развития физической культуры и спорта областных органов исполнительной власти, муниципальных образований, спортивных организаций различных уровней и организационно-правовых форм.
В области созданы и работают региональные общественные организации - федерации по 33 видам спорта, 21 из них имеет статус юридического лица. Часть указанных организаций являются членами всероссийских федераций по видам спорта.
В настоящее время в Сахалинской области ведутся организационные мероприятия по аккредитации региональных спортивных организаций. Во исполнение порядка государственной аккредитации региональных спортивных федераций, осуществляемой органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (утвержденного приказом Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 20 февраля 2009 года N 49 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 марта 2009 года, регистрационный N 13608), агентством спорта, туризма и молодежной политики Сахалинской области разработано Положение об аккредитации областных спортивных федераций по видам спорта.
В соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации аккредитованные областные федерации по видам спорта должны быть членами аккредитованных всероссийских федераций. Все федерации, претендующие на государственную поддержку, должны быть аккредитованы до 2012 года.
В Сахалинской области осуществляют свою деятельность спортивные общества: "Юность России", "Динамо", СКА, "Спортивная Россия"; отраслевые клубы: "Локомотив", "Энергетик", "Медик".
Проблемы:
- недостаточное количество специалистов в сфере управления физической культурой и спортом в муниципальных образованиях области привело к снижению развития массового спорта (упразднены спортивные комитеты);
- слабое взаимодействие областных федераций по видам спорта с органами исполнительной власти в сфере управления физической культурой и спортом;
- недостаточное участие сахалинских команд во многих спортивных проектах, реализуемых общероссийскими спортивными федерациями.