Муниципальные образования | объем производства, тонн | хлебокомбинаты | минипекарни | Количество | ||||||
2011 | в % к 2010 | 2011 год | в % к 2010 | Уд. вес | 2011 год | в % к 2010 | Уд. вес в общем объеме производства района | хлебокомбинаты | мини - пекарни | |
Углегорский | 1119,0 | 94,5 | 843,1 | 95,8 | 75,3 | 275,9 | 90,8 | 24,7 | 2 | 3 |
г. Ю-Сахалинск | 6818 | 90,3 | 6238 | 90,4 | 91,5 | 580,0 | 89,0 | 8,5 | 1 | 8 |
А-Сахалинский | 613 | 86,8 | 553 | 83,1 | 90,2 | 60,0 | 147,9 | 9,8 | 1 | 2 |
Долинский | 2447 | 102,7 | 2377,6 | 106,6 | 97,2 | 69,4 | 45,4 | 2,8 | 1 | 3 |
Корсаковский | 1846 | 97,4 | 1824,7 | 98,0 | 98,8 | 21,3 | 65,2 | 1,2 | 1 | 2 |
Невельский | 367 | 88,9 | 0,0 | 367,0 | 88,9 | 100,0 | 3 | |||
Охинский | 968 | 90,4 | 363,3 | 106,8 | 37,5 | 604,7 | 82,8 | 62,5 | 1 | 7 |
Поронайский | 1201 | 100,6 | 865,3 | 95,9 | 72,0 | 335,7 | 115,1 | 28,0 | 1 | 3 |
Холмский | 1538 | 93,1 | 340,5 | 98,8 | 22,1 | 1197,5 | 91,6 | 77,9 | 1 | 7 |
Анивский | 414 | 33,6 | 414,0 | 33,6 | 100,0 | 2 | ||||
Курильский | 151 | 80,3 | 151,0 | 80,3 | 100,0 | 4 | ||||
Макаровский | 384 | 96,8 | 384,0 | 96,8 | 100,0 | 4 | ||||
Ногликский | 606 | 91,2 | 606,0 | 91,2 | 100,0 | 6 | ||||
С-Курильский | 102 | 112,9 | 102,0 | 112,9 | 100,0 | 1 | ||||
Смирныховский | 760 | 110,6 | 760,0 | 110,6 | 100,0 | 4 | ||||
Томаринский | 403 | 120,7 | 403,0 | 120,7 | 100,0 | 7 | ||||
Тымовский | 824 | 98 | 824 | 98,0 | 100,0 | 0,0 | 1 | |||
Ю-Курильский | 207 | 80 | 207,0 | 80,0 | 100,0 | 6 | ||||
Всего по области: | 20768 | 91,3 | 14229,5 | 95,1 | 68,5 | 6538,5 | 84,0 | 31,5 | 10 | 72 |
Основные проблемы, сдерживающие развитие отрасли:
- физический и моральный износ основных производственных фондов;
- низкий уровень механизации, высокий процент применения ручного труда;
- низкая рентабельность продукции (до 5% в зависимости от вида продукции) или отрицательная;
- низкая загруженность мощностей.
В основном экономические проблемы характерны для хлебокомбинатов, мощности которых построены в 50-60 годах прошлого века и были ориентированы на высокую плотность населения.
Интенсивное развитие с 1990 годов цехов малой мощности и миграционные процессы в Сахалинской области привели к резкому сокращению хлебокомбинатами объемов производства и ухудшению их финансового состояния.
В настоящее время отрасль характеризуется материально-техническим истощением, низким уровнем механизации (недостаточный производственный потенциал российского машиностроения), слабой инвестиционной деятельностью. При этом, низкая рентабельность для многих хлебопекарных предприятий является проблемой привлечения заемных средств на цели модернизации.
Отрасль является ресурсоемкой, что делает ее восприимчивой к рыночным изменения и колебаниям спроса и предложения, происходящими на сырьевых рынках.
Так для выработки, например, в объемах 2011 года хлеба и хлебобулочных изделий необходимо переработать до 15 тыс.тонн муки. Вместе с тем, отмечаемый за последние годы рост цен на муку, в виду различных факторов, приводит к необходимости повышения региональными производителями цен на хлеб и хлебобулочную продукцию.
С учетом высокого (до 70%) удельного веса в объемах производства конечной продукции массовых сортов хлеба и политикой по сдерживанию цен, ввиду конкуренции, производство такой продукции становится убыточным. Так, в первом полугодии 2008 года, в условиях резкого повышения цен на муку, в связи с её неурожаем, и мероприятий по сдерживанию цен на хлеба массовых сортов, основным производителем хлеба в Сахалинской области ОАО "Южно-Сахалинский хлебокомбинат им. И.И.Кацева" был получен финансовый результат в 20 млн. рублей убытков. В настоящее время формированию прибыли в организациях хлебопекарной промышленности способствует выпуск высокорентабельной продукции, например, кондитерской, или осуществление иных видов деятельности: сдача в аренду, торговая деятельность, оказание прочих видов услуг.
Значительное влияние на ценовую ситуацию в отрасли оказывают транспортные перевозки. Отсутствие собственных мукомольных предприятий и отдаленность Сахалинской области от регионов поставок сырья определяют высокий уровень транспортной составляющей.
Так, в текущем году доля транспортных расходов в себестоимости хлеба массовых сортов после повышения транспортных тарифов с 1 июля 2012 года увеличилась на 2 процентных пункта и составила 9%, что определяет влияние на уровень доходов предприятий.
Характерной особенностью региональных хлебокомбинатов является использование в технологическом процессе выпечки хлеба нефтяных продуктов (дизельное топливо, сырая нефть, уголь, мазут), доля которых в себестоимости продукции в среднем составляет порядка 8%, и имеет прямую зависимость от сложившейся конъюнктуры рынка. Поэтому, одной из важнейших задач решения проблемы на региональном уровне будет являться переоснащение отдельных видов производств и технологических потоков энергоэффективным и экологическим оборудованием.
В рамках прогнозируемого к 2020 году роста цен на энергоносители, который по оценкам будет превышать общий уровень инфляции, необходимо применение принципиально иного оборудования с улучшенными теплотехническими и технологическими параметрами, дозировочного и тесторазделочного оборудования, тестоприготовительных комплексов, систем контроля и управления технологическим процессами.
В разрабатываемой Минпромторгом Российской Федерации Стратегии развития продовольственного машиностроения до 2020 года предусматривается повышение производственного потенциала российского машиностроения на базе отечественных разработок (НИИ Россельхозакадемии), что позволит при ее утверждении повысить уровень продовольственной независимости.
Острыми вопросами для отрасли остаются обеспечение хлебом труднодоступных населенных пунктов.
N | Наименование муниципального образования | Наименование местности |
1. | Городской округ "Александровск-Сахалинский район" | село Арково |
2. | Городской округ "Охинский" | село Рыбное |
3. | Городской округ "Поронайский" | село Соболиное |
4. | Городской округ "Смирныховский" | село Пильво |
5. | "Городской округ Ногликский" | село Ныш |
6. | "Южно-Курильский городской округ" | территория городского округа |
7. | Северо-Курильский городской округ | территория городского округа |
8. | "Курильский городской округ" | территория городского округа |
В настоящее время из 15 сел и трех городских округов - Южно-Курильский, Северо-Курильский, Курильский, определенных как отдаленные и труднодоступные местности, собственные цеха располагаются в селах Виахту и Ныш (А-Сахалиснкий и Ногликский городские округа), в районах Курильских островов – в селах Рейдово, горячие Ключи, Горный Буревестник, Малокурильское, Крабозаводское, а также в районных центрах: Курильск, Южно-Курильск, Северо-Курильск. В остальных населенных пунктах обеспечение населения хлебом осуществляется за счет поставок продукции профильными предприятиями, имеющими географически-территориальную привязку. В связи с этим, выделяется проблема бесперебойного обеспечения населения отдаленных и труднодоступных местностей хлебобулочной продукцией и ее решения на региональном уровне, за счет оказания финансовой поддержки профилирующим предприятиям, обеспечивающим эти районы необходимым снабжением.
В долгосрочной перспективе целями развития отрасли предусматривается сохранение предприятий, обеспечивающих выпуск продукции хлеба массовых сортов, бесперебойное обеспечение населения Сахалинской области хлебом и хлебобулочными изделиями в объемах и ассортименте, соответствующим установленным рациональным нормам потребления для активного и здорового образа жизни, а также повышение качества хлеба и хлебобулочных изделий.
С учетом анализа сложившихся проблем, одной из важнейших задач является модернизация основных фондов хлебокомбинатов и цехов по выпечки хлебобулочных изделий. Это позволит снизить издержки производства, обеспечить снижение удельного веса расхода энергоресурсов на единицу выпускаемой продукции и обеспечить минимальный уровень цен на выпускаемые изделия.
Программой развития до 2020 года предусматриваются бюджетные субсидии на возмещение затрат, направленных на приобретение предприятиями технологического оборудования, на возмещение процентных ставок по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях, на приобретение технологического оборудования, на приобретение топлива и транспортных расходов железнодорожно-водным транспортом.
Одновременно, в 2013 году предусматривается выделение субсидий на возмещение затрат на производство формового хлеба в 2012 году в связи с повышением цен на зерно и муку.