Стратегией социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением администрации Сахалинской области от 11 июля 2008 года N 203-па, определена главная стратегическая цель развития Сахалинской области - обеспечение высокого уровня благосостояния и стандартов качества жизни населения, соответствующих уровню наиболее развитых стран. В Стратегии одной из приоритетных обозначена задача противодействия коррупции в органах государственного управления и подведомственных им структурах.
Согласно положениям Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года N 1789-р (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 09.02.2008 N 157-р, постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2008 N 221), необходимым условием для достижения заявленных в административной реформе целей является ликвидация коррупции в органах государственной власти, которая стала важнейшей проблемой, препятствующей повышению эффективности государственного управления.
Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена значительными масштабами социально-экономического ущерба, наносимого Сахалинской области преступлениями, в том числе коррупционной направленности.
По данным прокуратуры Сахалинской области, если в 2006 году правоохранительными органами области возбуждено 36 уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности, то в 2007 - 90, в 2008 - 143 (из них 19 в отношении государственных гражданских служащих).
За 9 месяцев 2009 года возбуждено 125 уголовных дел, из них 21 в отношении государственных гражданских служащих.
Коррупция представляет собой серьезную угрозу функционированию публичной власти на основе права и закона, верховенству закона и подрывает доверие населения к власти, существенно замедляет экономическое развитие Сахалинской области.
Это обусловливает необходимость разработки и принятия системы мер (экономического, социально-культурного, воспитательного и правового характера), направленных на дальнейшее совершенствование профилактической деятельности с учетом опыта и специфики территории Сахалинской области.
Стратегический характер рассматриваемой проблемы обусловлен масштабами угрозы успешному социально-экономическому развитию Сахалинской области в случае негативного развития ситуации.
Социальный ущерб, проявляющийся во всем негативном многообразии, сводится к криминализации общества, деформации общественных ценностей. Антикоррупционная политика Сахалинской области представляет собой целенаправленную деятельность государственных органов региона по устранению причин и условий, порождающих коррупцию, важной составной частью которой является настоящая Программа.
Программно-целевой метод планирования деятельности с четким определением целей и задач Программы, выбором перечня скоординированных мероприятий по противодействию коррупции в органах исполнительной власти будет способствовать эффективному решению проблемы.
Использование указанного метода позволит мобилизовать ресурсные возможности и сконцентрировать усилия областных органов исполнительной власти на приоритетных направлениях.
По результатам проведенных в Сахалинской области исследований выявлены следующие проблемы в сфере противодействия коррупции:
1. Недостаточность нормативной правовой и организационной базы для осуществления противодействия и профилактики коррупции.
2. Наличие в принимаемых нормативных правовых актах факторов, способствующих коррупции.
3. Коррумпированность сферы государственных и муниципальных заказов.
4. Наличие коррупционных правонарушений в государственных органах и учреждениях (ЖКХ, образование, медицина и т.д.).
5. Недостаток сведений о ходе реализации антикоррупционных мер для дальнейшей корректировки Программы и контроля над ходом ее реализации.
6. Использование государственными и муниципальными служащими служебного положения и ресурсов в личных целях.
7. Отсутствие контроля полномочий государственных служащих и сферы государственных услуг населением, отсутствие обратной связи с получателями государственных услуг, недостаточное вовлечение гражданского общества в вопросы профилактики и противодействия коррупции.
8. Сложности в распознавании коррупции, а также отсутствие нетерпимости к ее проявлениям у населения, государственных и муниципальных служащих.
Внедрение административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг) существенно сужает возможности усмотрения должностных лиц при принятии решений, устраняет информационный дефицит о порядке получения государственных услуг, снижает издержки при получении разрешений, справок, лицензий. В то же время масштаб коррупции в настоящее время требует принятия специальных мер, направленных на значительное ограничение коррупции, а также устранение причин и условий, порождающих коррупцию.